Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры - стр. 30
В 1930 г. в январе в Смоленске за одну неделю по постановлению горисполкома со всех храмовых звонниц сняли колокола и отправили их на переплавку. В конце 1920-х – середине 1930-х гг. усилился процесс закрытия, разрушения храмов и преследования духовенства. Священнослужителей обвиняли в контрреволюционной работе и антисоветской деятельности. В 1937 г. объявили о раскрытии «контрреволюционной организации в Смоленске», тогда 14 человек приговорили к расстрелу и 17 – сослали в лагеря. Всего за 1917–1950 гг. в Смоленской области было репрессировано около 750 священнослужителей, монахов, людей, работавших при церкви. Число действовавших храмов повсеместно сокращалось. Так, в Смоленске в начале 1941 г. действовали 4 храма, а к лету – только один (Тихвинский кладбищенский) храм.
За период гитлеровской оккупации (июль 1941 – сентябрь 1943 гг.) число религиозных центров на Смоленской земле увеличилось; оккупационная администрация разрешала открывать их в расчете на приобретение симпатий местного населения. Так, в предвоенном Смоленске с населением более 150 тысяч человек был только один действующий православный храм, а в 1942 г., когда в городе было менее 30 тыс. жителей, действовали уже 5 храмов. В Смоленске были открыты пастырские курсы, выпустившие только за первые 7 месяцев своего существовании 40 священников. Церковное возрождение на захваченных врагом территориях вело к возрождению, мужанию национального духа россиян. Гитлеровцы вскоре поняли это, поэтому Гитлер издал приказ о запрещении помощи вермахта Церкви на оккупированных территориях. Немецкие солдаты и офицеры обычно грабили и оскверняли храмы, мучили священнослужителей, подозревая их в связях с партизанами, подпольщиками. Очень многие храмы в процессе военных действий были разрушены, ведь войска использовали их как ориентир для наведения орудий. Особенно нагло гитлеровцы громили и взрывали храмы при отступлении (в сентябре 1943 г. вся Смоленщина была освобождена от захватчиков).
Успенский собор, разрушенный немецко-фашистскими оккупантами. Осень 1941 г.
С восстановлением советской власти пастырские курсы были закрыты, ряд священников были репрессированы якобы за «сотрудничество с оккупантами», однако уже не было массовых преследований верующих людей и закрытия храмов. Но даже через 40 лет после окончания войны, в 1985 г., на Смоленщине действовало всего 35 храмов, расположенных главным образом в ее глубинке.
С 1985 г. реальные практические действия по оживлению церковной жизни на Смоленщине начал тогда архиепископ Кирилл (В.М. Гундяев). Тогда к Смоленско-Вяземской епархии присоединили удаленную от Смоленской области Калининградскую область, епархия стала называться Смоленской. Только за первые 15 лет пребывания на Смоленской кафедре Владыки Кирилла было восстановлено и построено в Смоленской области 39 храмов (и в Калининградской области 27); затем были восстановлены или построены заново десятки других храмов; была создана действенная система духовного образования, включающая 2 православных детских сада (в Смоленске и Велиже), 2 православные гимназии (в Смоленске и Рославле), Духовное училище, Смоленскую Духовную семинарию (1995). Для школ был разработан учебный курс «Основы православной культуры» и факультативный курс «Основы православной этики и культуры», похожие курсы были разработаны для специальных высших и средних учебных заведений Смоленской области. Стали возрождаться закрытые в советский период монастыри.