Размер шрифта
-
+

Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры - стр. 24

1.3. Религиозное развитие и традиции. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На Смоленской земле в жизни людей большое значение всегда играла религия. В I–II вв. в этих местах жили первобытные днепро-двинские племена, предки более поздних балтов (литовцев и латышей). Славяне-кривичи появились на этих землях не ранее V в. Местные балтское и финно-угорское население в основном добровольно вошло в племенной союз кривичей. Кривичи были язычниками. Христианство появилось на Смоленских землях к IX–X вв.; вероятно, местных жителей познакомили с верой Христовой византийские торговцы, путешествовавшие «из варяг в греки».


Изображение старого Мономахова Успенского собора на плане Смоленска XVII в.


Великий киевский князь Владимир I Святославич (ввел христианство на Руси в 988 г.) крестил кривичей и вятичей. В 990 г., когда он с военным походом шел в Новгород, то вместе с митрополитом Михаилом приехал в Смоленск и крестил смолян (2010 г. – 1020-летие крещения смолян). К концу XI в. во многих смоленских городах были православные приходы, храмы. В первой половине XII в. в Смоленске появился первый монастырь. В 1101 г. тогда переяславский князь Владимир Мономах (со временем он стал великим киевским князем), в удел которого входил Смоленск, заложил в детинце на высоком холме первый каменный храм Успения Богородицы, его освятили к 1103 г. Начиная с XII в. число православных храмов и монастырей стало стабильно расти, отражая растущие и упрочивавшиеся религиозные потребности, чувства смолян.

На Смоленской земле не слишком благоприятные природные условия, в том числе малоплодородные дерново-подзолистые почвы, а также на протяжении длительного времени тревожная обстановка для жителей пограничного края (почти всегда ожидавших нападения на их земли неугомонных, алчных соседей – литовцев, поляков, а затем французов, немцев, да и еще в условиях частого недовольства в массе своей небогатых смолян своими властьпредержащими лицами, и все это на фоне высокой вероятности междоусобных бед), усиливали тягу людей к религии, способствовали росту числа монашествующих и священства. Со временем появились свои чтимые места, святыни, реликвии (очень многие из них пропали, были бесследно утрачены), стабильно рос авторитет духовенства, православных праведников, среди уроженцев Смоленщины появились святые. Были причислены к лику святых: Исаакий Смоленский (XI в.), Прохор-лебедник (XI в.), Аркадий Вяземский и Новогоржский (XI в.), князь Ростислав-Михаил Смоленский, затем – великий князь киевский (XII в.), Авраамий Смоленский, Ефрем Смоленский, Игнатий Смоленский (все трое конец XII – начало XIII в.), Меркурий Смоленский (XIII в.), Федор Смоленский и Ярославский (XIII в.), Симон Смоленский (XIV в.), Андрей Смоленский и Переяславский (XIV в.), Симеон и Иулиания Вяземские (XV в.), Герасим Болдинский (конец XIV – начало XV в.), Питирим, просветитель земли Тамбовской (XVII в.), Рославльские старцы-пустынники (XVIII в.), Макарий, просветитель Алтайской земли (XVIII в.), Николай, основатель Японской Православной церкви (XIX в.), И.Я. Корейша (конец XVIII – начало XIX в.) и другие, в том числе новомученики российские (канонизированные в конце ХХ в.).

Страница 24