Смоленщина известная и неизвестная - стр. 68
Некоторые из этих версий искусственны и сегодня уже отвергнуты. Другие до сих пор вызывают споры. Прежде всего дискуссии идут по поводу того, кому принадлежит слово «Вязьма» – финно-уграм, сменившим их балтам или славянам, подчинившим балтов. А может быть, имя Вязьма восходит к какому-то другому, более раннему и неизвестному нам языку?
Интересно, что если слово «Вязьма» славянского происхождения, то оно может означать заболоченную реку. А если финно-угорского – то болотистую местность. Другими словами, и у славян, и у финно-угров слово «Вязьма» близко по значению. Речные названия передавались от народа к народу и при этом могли менять и форму, и значение. Сегодня, вероятно, невозможно с уверенностью доказать ни финно-угорское, ни балтское, ни славянское происхождение слова «Вязьма». Однако логично предположить, что финно-угорское происхождение слова предпочтительнее хотя бы потому, что оно древнее славянского. Именно так рассуждала известный вяземский краевед Е. Н. Клетнова. Она считала, что название р. Вязьма – это изменённая форма более раннего названия Васмаа, произошедшего от финских слов «веси» (вода) и «маа» (земля). Сложение двух слов обозначает местность, где много воды, т. е. вязкую и заболоченную. Такая характеристика р. Вязьмы и местности, по которой она протекает, весьма обоснованна, что позволяет считать версию Е.Н. Клетновой предпочтительной.
Почему именно в Вязьме установлен памятник супружеской верности?
В Вязьме на территории женского Иоанно-Предтеченского монастыря в 2006 г. открыт памятник супружеской верности и целомудрию. Он посвящён св. мученикам Симеону и Иулиании (Юлии). Симеон Мстиславич был удельным вяземским князем. В 1406 г. вместе со своей женой красавицей Юлией он был вынужден покинуть Вязьму из-за нашествия литовцев. Из-за них же бежал из Смоленска и смоленский кн. Юрий Святославич. Великий кн. московский Василий I приютил изгнанников и дал им «в кормление» г. Торжок, разделив его между собратьями по несчастью. Кн. Юлия была несравненной красавицей, благочестивой и целомудренной женой. Пленённый её красотой, кн. Юрий воспылал страстью и стал уговаривать Юлию изменить мужу. Но его слова, ухаживания и знаки внимания были безуспешными. Юлия напомнила Юрию, что имеет данного ей Богом законного мужа и лучше умрёт, чем изменит ему.
Похоть, однако, застлала Юрию разум. Он решил добиться своего силой: устроил у себя пир и на нём собственными руками убил невинного кн. Симеона. Юлия же оказала Юрию сопротивление. Схватив нож, она ранила его в руку, а затем бросилась бежать. Обезумевший хозяин дома догнал её на дворе и изрубил мечом, а тело Юлии велел слугам бросить в реку. В следующем году тело мученицы, плывшее против течения, обнаружил крестьянин. Оно было погребено в Преображенском храме Торжка. Тело же кн. Симеона захоронили в Вязьме в соборном храме.