Смоленщина известная и неизвестная - стр. 2
В VI в. балты стали сооружать небольшие укрепления-убежища. Их строило каждое поселение, обычно на высоком и крутом береговом мысу. В кон. VIII в. ситуация в Верхнем Поднепровье усложнилась. С северо-запада пришла новая волна славян, которые ассимилировали балтов. Но балтское население сохранялось в виде отдельных «островков». В X в. оно было окончательно поглощено славянами.
Что же касается финно-угров, то первоначально славяне с ними не соприкасались. Они стали контактировать с ними позднее, после того как продвинулись в глубину балтских земель.
Есть ли на Смоленщине «болваны»?
Каменные «болваны» – это похожие на человека идолы, которые в древности делали из валунов наши предки-язычники. Когда-то множество валунов принесли на территорию Смоленщины ледники. Ещё со времён древнего каменного века – палеолита – люди стали считать некоторые из них наряду с родниками и рощами священными и поклоняться им. Так зарождалась языческая религия – грандиознейшее явление в истории человечества по длительности существования и территории распространения.
Необработанные валуны часто больших размеров и причудливой формы становились у славян объектами почитания. Их называли заветными, памятными, священными, жертвенными, культовыми камнями. Лежавшие на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, они составляли единый комплекс со своим природным окружением. В древности каждое поселение поклонялось своему камню, который находился где-то поблизости – в поле или в лесу.
Камни являются ныне местными достопримечательностями и донесли свои названия. К примеру, у д. Аносинки, что у дороги Пржевальское – Бакланове, лежит валун «Сторож деревни», уд. Рибшево Духовщинского р-на – камень «Алатырь» и т. д. Некоторые камни носят название «Синие». Учёные считают, что такое название отношения к цвету не имеет, а символически соотносит камень с загробным миром.
Помимо необработанных валунов существуют камни со знаками. Первым, кто занялся их поиском и описанием в нач. XIX в., был наш земляк Фёдор Николаевич Глинка. Яркий пример подобного культового камня – огромный валун, лежащий на острове о. Дго к северу отд. Рыковщина Демидовского р-на. Часть его поверхности обработана человеком, а в земле у валуна накопился приличный культурный слой. В нём обнаружены обломки древних глиняных сосудов, что указывает на особое значение, которое придавалось валуну.
У ныне исчезнувшей д. Горки (в 5 км к северу отд. Мякуры Демидовского р-на) стоит на курганном могильнике валун с выбитым восьмиконечным крестом. Это пример единения язычества с христианством.