Размер шрифта
-
+

Смоленщина известная и неизвестная - стр. 17

В нач. XX в. ежегодный отход смоленских крестьян превысил 200 тыс. чел. В отдельные годы из Гжатского и др. северо-восточных уездов, наиболее близких к Москве и Петербургу, в отход уезжала почти половина мужского населения. Каждый уезд, волость и даже деревня славились какой-то своей специальностью отходников: дорогобужане – плотниками, ельнинцы – плотогонами и т. п.

Что касается мест отхода, то крестьяне северо-востока искали работу в столицах, крестьяне южных уездов – в Донбассе. Д.Н. Жбанков в этой связи писал: «Места отхода – вся Россия. Смоленцев можно встретить от Архангельска до Кавказа, и от Польши до Сибири».


Крестьянин-плотник. Отходничество. Фото 1887 г.


Что означало «идти в «кусочки»?

Это выражение бытовало во второй пол. XIX в. Его описал А.Н. Энгельгардт в «Письмах из деревни».

В Смоленской губ. и в урожайные годы редко у кого из крестьян хватало своего хлеба. Почти каждому приходилось прикупать хлеб, а кому купить было не на что, то отправлялись дети, старики, старухи в «кусочки» – побираться по миру. Хотя и совестно молодому парню или девке, писал Энгельгардт, а делать нечего – надевал суму и шёл в мир побираться.

Крестьянин рад бы работать просто из-за хлеба, да работы нет. Побирающийся кусочками и нищий, отмечал учёный, – это два совершенно разных типа просящих милостыню. Нищий – это специалист. Просить милостыню – его ремесло. Он не имеет ни двора, ни хозяйства и странствует с места на место. Всё собранное продаёт, превращая в деньги. Как правило, нищий – это калека, больной или немощный старик, неспособный к работе. Он одет в лохмотья и не стыдится своего занятия.


За милостыней. Худ. И.И. Творожников. Ок. 1884 г.


Иное дело побирающийся «кусочками». Это крестьянин. Если ему предложат работу, он тотчас же возьмётся за неё и не будет ходить по кусочкам. Ему совестно, и щадя его стыдливость, ему подают незаметно, как бы невзначай. У побирающегося кусочками есть двор, хозяйство, лошади, коровы – у него нет в данный момент хлеба. Когда у него будет хлеб, то он не только не пойдёт побираться, но сам будет подавать кусочки.

С осени, когда ещё есть запас хлеба, крестьяне едят вдоволь чистый хлеб. Придёт нищий – подают кусочки. Но вот запасы хлеба истощились – начинают есть не три, а два раза в сутки, а то и один. К хлебу добавляют мякину. Но вот у мужика хлеб закончился и есть больше нечего. И тогда дети, старухи, старики надевают сумы и идут в кусочки побираться по соседним деревням.

Крестьянин знает: нет хлеба – в миру прокормиться можно кое-как до весны. Благодаря кусочкам с голоду не помирают. Но если нет не только хлеба, но и корму для скота – дело гибельное. Скот в миру не прокормишь – никто не даст не только сена, но и соломы. Таков обычай. Но не подать кусочек, когда есть хлеб, – это большой грех. И крестьяне свято соблюдали эту традицию.

Страница 17