Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма - стр. 37
Если у вас пропала верхняя часть туловища, сожгите карточку с написанными на ней названиями [животных] двенадцатилетнего [астрологического цикла].
Если у вас исчезла нижняя часть тела, то сходите на кладбище, где устройте обильное дымление, [сжигая] различные кости.
Если пропала вся правая часть тела, прочтите текст «Ушниша» («Цугтор намгьял» из Кангьюра) столько раз, сколько вам лет, и сделайте такое же количество ца-ца (миниатюрных моделей-отливок ступы из белой глины).
Если исчезла вся левая сторона, то оденьтесь в красную одежду и прочтите текст «Пять классов дхарани» («Зунг дра дэ ига», находящийся в тантрическом разделе Кангьюра и включающий пять типов мантр-дхара-ни: 1) Тонг чей раб джом, 2) Ма джа чей мо, 3) Со сор дранг ма, 4) Сил вей цел чей по и 5) Сайг нгаг дже су дзин па).
Затем проверьте свою жизнеформу [по изображению тени], и вы непременно увидите, что она восстановилась. Выполните эти рекомендации минимум три раза, максимум – столько, сколько вам лет, и этим самым предотвратите [свою смерть].
Эти [три группы практик] относятся к внешним методам откупа от смерти.
В том же тексте «Глубочайшая сердечная сущность» («Сабмо янгтик») Лонгченпа объясняет методы внутреннего уровня, если внешние не возымели желаемого эффекта.
Эта группа состоит из более серьёзных, в буддийском смысле, практик. В частности, автор рекомендует выполнять практики визуализации долгой жизни, сопровождая их употреблением пилюль, состоящих из квинтэссенции элементов. Такое сущностное питание, называющееся на тибетском чулен или расаяна на санскрите («извлечение сущности»), также направлено на восстановление баланса в элементах тела, так как эти пилюли изготавливаются из растений и минералов, представляющих собой квинтэссенции земли, воды, огня, ветра и пространства. Традиционно эти пилюли употребляются во время поста, и считается, что они способны поддержать функции организма в течение длительного срока без какой-либо другой пищи. Они употребляются вместе с соответствующими визуализациями, которые не описываются в данном контексте. Та практика визуализации, которая описывается автором в нижеследующем отрывке, относится к традиционным методам продления жизни, которые можно встретить в любой школе тибетского буддизма. Она также включает упражнения с праной, известные как «мягкая задержка дыхания» (тиб. джам лунг кха джор), и может выполняться в двух вариантах. Один из вариантов «мягкой задержки дыхания» аналогичен известному «дыханию вазы», или «сосудному дыханию» (тиб. бум чен), в котором дыхание задерживается в нижней части живота. Лонгченпа описывает практики предотвращения смерти на внутреннем уровне следующим образом: