Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма - стр. 21
Основная причина, по которой я включил в книгу о смерти учения по йоге сновидений и ясного света, состоит в том, что процесс сна практически ничем не отличается от посмертного состояния бардо природы явлений, тогда как процесс засыпания происходит по тому же принципу, что и процесс умирания.
Так же как и во время умирания, при засыпании происходит последовательный процесс растворения элементарных энергий тела и сознания. Эти два процесса абсолютно идентичны: в самом начале засыпания элемент земли растворяется в элементе воды, что сопровождается коротким переживанием тепла. Затем элемент воды растворяется в элементе огня, и вы чувствуете, что сознание словно проваливается куда-то. После этого сознание немного возбуждается, что говорит о растворении элемента огня в элементе ветра. Сам момент засыпания соотносится с растворением ветра в сознании. Далее следует короткий промежуток ясности без сновидений, аналогичный растворению сознания в ясном свете в момент смерти. Если в этот момент практикующий способен осознать неделимость ясности и пустоты, это явится осознаванием ясного света.
В практике йоги ясного света такое осознавание способствует развитию реализации пробуждённой природы ума, тогда как в момент смерти оно приносит освобождение и достижение просветления. Поэтому практика йоги сновидений и ясного света исключительно важна и имеет прямое отношение к умиранию и посмертному состоянию бардо.