Смерть Калибана. Повести - стр. 20
Подойдя к толпе, Николай растолкал стоявших перед прицепом сельчан и сказал:
– Тихо, не орите. Разозлите его – порвет сети, тогда пеняйте на себя!
– Так уж и порвал! Стращай кого других, а мы уж как-нибудь сами можем попугать? – весело откликнулись из толпы и, гогоча, посоветовали: – Ты лучше сам к нему не подходи. Не ровен час, голову откусит!
– Ладно, ладно, только отойдите подальше. Если мне не верите, спросите Пыжова. Он-то видел, как кабан рвет сеть.
– Во-во, пусть Панька поговорит с ним по-свойски. Вишь, как кабан глазом на него косит!
Панкрат чуть выдвинулся из толпы и, вглядываясь в лежащего перед ним вепря, опасливо сказал:
– И точно! И глаза у него желтые, чисто черт болотный! Ну, прямо Калибан, ей-богу, Калибан!
– Что за Калибан? – живо заинтересовались из толпы. – Что за фрукт такой?
– А шут его знает! Только Калибан он, задави меня комар, если не Калибан! Инженер в прошлом годе, этот… что на постое у меня был, книжку оставил. Так там рожа на картинке была – страсть одна! Жуть, как похожа на него! И подписано – Калибан чегой-то там делает. Гляди, как смотрит, ну чем не Калибан!
Панкрат, довольный удачно найденным словцом и польщенный вниманием односельчан, еще раз на все лады просклонял имя новокрещенного. Спустя четверть часа люди, устав от бесплодного ожидания увидеть что-либо еще, потихоньку начали расходиться.
Когда вернулся отпросившийся пообедать тракторист, Николай уже решил не заводиться с заведующей фермой, а действительно оставить Калибана на дворе. Он поторопил тракториста:
– Серега, поехали, а то темнеет. Пока там управимся… – и по пути все размышлял, что делать с раненым подсвинком. «Придется забить, а второго поместить подальше от Калибана в какую-нибудь клуню». Николай усмехнулся, поймав себя на мысли, что называет кабана именем, которое дал ему Панька. Немного подумав, он понял, что, по сути, давно уже относился к кабану, как к кому-то, ну если не равному, то, по крайней мере, как к существу, которое требовало отличия от других и уважения. Стало быть, как всякое самостоятельное существо, его следовало выделить из остальных ничем иным, как именем, что, впрочем, и ведется у людей с незапамятных времен. Имена и отличия предметов, животных и самих людей определяют их положение в обществе, их вес, так сказать и чем больше вес, – тем больше уважения, тем больше титулов и званий: и почетный, и заслуженный, и лауреат чего-то там и имен целые хвосты за иными, что среди животных, что среди самих себя – все едино. А по сути, если разобраться, все это звук пустой. Только природа распределяет истинные отличия: ум, силу и здоровье, а там уж зависит от того, кто их получит, как он определится с ними в жизни, как распорядится, – во зло или в добро обратит.