СМЕРШ. Без легенд и мифов - стр. 8
В 1997 г. Селивановский ушел из жизни, унося в своем сердце горечь и боль. На его глазах партийные функционеры и ненавистники России в очередной раз цинично и безжалостно растоптали его и других ветеранов войны мечту, пусть, может, и наивную, но возвышенную, о счастливой жизни и справедливой власти.
В октябре 1917 г. они, 13–18-летние юноши, призванные под знамена революции, освещенные такими притягательными словами, как «свобода», «равенство» и «братство», посвятили ей всю свою жизнь без остатка. Она вырвала их из зловонных, мрачных бараков рабочих окраин, нищеты и невежества деревень и открыла двери рабочих факультетов университетов и военных курсов «Выстрел». Революция дала им великую идею и надежду на светлое будущее. И они – рабочие, крестьянские парни – со всем пылом, свойственным молодости, вместе со страной выбирались из кровавого омута Гражданской войны и самоотверженно строили новое государство. Их отличали неуемная жажда знаний и самоотверженная, доходящая до самоотречения служба Отечеству и идеалам. Они совершали ошибки, порой трагические, но не сытым, благополучным «эффективным менеджерам» или продвинутым блогерам судить их, кто в час испытаний отстоял Отечество, а затем поднял его из руин. Абакумов, Селивановский и их боевые соратники были преданными сыновьями своего сурового времени.
«Крепче стали!» – эти слова как нельзя точно отражают дух того революционного и несгибаемого поколения. Они принадлежат генерал-лейтенанту И. Устинову. Он, начав службу в трагические для страны и Красной армии июньские дни сорок первого, прошел все служебные ступеньки от оперуполномоченного особого отдела – Смерш до руководителя военной контрразведки КГБ СССР (1970–1973) и завершил ее в роковом 1991 г., когда не стало страны, которая была ему дорога и которой он искренне и самоотверженно служил.
С прямотой фронтовика Иван Лаврентьевич так пишет о том времени, своем поколении и произошедшей трагедии:
«Ушедшие из жизни и еще остающиеся в ней старые поколения воспринимали советскую социалистическую систему не из страха, а как прогрессивную необходимость, как новый шаг к дальнейшему совершенствованию государственного, общественного устройства. На ее базовой основе советский народ не только формировал образ своего мышления, жизненные принципы, строил великое государство, но и отдал миллионы своих жизней в кровавых боях по его защите».
И далее:
«Для нас, еще оставшихся в живых ветеранов, выходцев из XX столетия, подобные события (крушение СССР. – Авт.), изменившие весь ранее сложившийся ход исторического развития, никаким объяснениям не поддаются и человеческим сознанием не воспринимаются. Печально, что все это было разрушено недругами прогрессивного человечества… В наш старый век каждый жил, используя свои природно-человеческие и нервно-психологические возможности, заложенные повседневным трудом, постоянно сопровождавшими жизнь сложно решаемыми проблемами, наконец, тем немалым воздействием, которое оказывало на советского человека настойчиво прививаемое ему общественное сознание».