Размер шрифта
-
+

Слуцк и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 16

В девятнадцатом столетии наблюдался рост численности евреев в городе [22]:

«в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. – 5897 человек, в 1897 г. – 10 264 человека (71% всего населения). Они занимались мелкой торговлей, различными ремёслами, садоводством и огородничеством».

К началу двадцатого столетия экономическая значимость Слуцка и уровень жизни большей части членов городской еврейской общины существенно понизились. Но, тем не менее, община умудрялась содержать [21]:

«18 синагог,

школу талмуд-тора и

несколько хедеров.

Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали

два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена».

IV Слуцк еврейский: двадцатое столетие и наши дни

Еврей-талмудист. Начало двадцатого столетия. Источник: http://nasledie-sluck.by/ru/Photos/2243/page-4.html


«Занимались евреи ремесленным производством, арендаторством, мелкой торговлей в городе и крупной с другими странами и городами. Держали корчмы на торговой площади и на въездах в город, налаживали промышленность в начале ХХ века, были владельцами фотосалонов и типографий». [27]:

4.1 До революции и после установления в городе власти советов

До революции


На рубеже девятнадцатого – двадцатого столетий []:

«в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию».

Начало двадцатого столетия [23]:

«в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. – группа Це‘ирей Цион».

Период 1905-го – 1906-го годов. Это было время проявления в городе активности отряда самообороны.


До революции [12]:

«в Слуцке действовали четыре паровые мельницы, одна из которых принадлежала Файнбергу. Возможно, сам хозяин представлял личность в чём-то оригинальную, недаром написанная местным литератором «поэма», где в гротесково-юмористическом стиле показано, как проводили время верхи тогдашнего слуцкого общества, получила название «Файнбергада». Благодаря этому и имя хозяина мельницы сохранилось в истории.

Поэма появилась приблизительно в 1908 году. Её автор – слуцкий земский начальник, выпускник филологического и юридического факультетов Московского университета Григорий Скура. С художественной точки зрения произведение ничем не выделяется, а поэмой названо ради юмора. Действие «Файнбергады» начинается на пороге дома Файнберга (в нём раньше размещался магазин «Электротовары»), который вечером спешит в дворянский клуб, и где его ждут друзья по игре в карты, а заканчивается поздно ночью на ступеньках того же клуба. Что касается действующих лиц поэмы, то все они взяты из жизни, придуманных фамилий нет. В поэме упоминаются ростовщик Мигдал, в руки которого переходили одно за другим предприятия города и усадьбы помещиков, учитель рисования Наваренко, адвокат Тишков, начальник пожарной команды Востросаблин, инспектор народного училища Берёзко, помещики Кшивитский, Крупский, Пекарский и другие. Все они весело проводили время в клубе».

Страница 16