Слово утешения. Как пережить смерть ребенка - стр. 9
• Постараться выздороветь, укрепиться физически, психически и снова попытаться родить.
• Поддержать того, кто находится в такой же беде. Время залечит, немного притупит остроту боли, ты станешь способна понимать тех, кто находится в острой ее фазе, и сможешь им помочь.
• Посмотреть по-другому на окружающий мир.
• Нужно выбросить что-то суетное из своей жизни. Скорби могущественным образом вырывают из жизни все, недостойное ее. Например, если ты до выкидыша позволяла себе ходить раз в месяц в ночные клубы, то после случившегося ты не захочешь этого делать. Боль обнажает перед тобой суету и бессмысленность многих прежних привычек и занятий. После пролитых слез просто невозможно развлекаться со случайными знакомыми и бездумно плясать.
И это нормально, пусть жизнь поменяется, причем в лучшую сторону. Постарайся стать внимательней, рассудительней, сострадательней – это нравственный итог скорби. «Что было не так? Что из моего прошлого послужило причиной моих нынешних бед?» – это неизбежные вопросы любого страдающего человека, это попытка покаянного анализа прожитого. Ответов может быть много, все люди разные, но сам вопрос закономерен. Повторю, пережитая боль, хочешь ты этого или не хочешь, призвана сделать тебя мудрее. Мудрость стариков ведь не только в прошедших годах, в механически прожитом времени, она накоплена опытом различных пережитых состояний, именно он делает человека мудрым. Опыт складывается из переживания боли и радости, путь его приобретения не бывает безболезненным. Поэтому стоит внести в ситуацию острой боли такую доминанту, такую мысль: «Мне очень плохо сейчас, но я продолжаю жить потому, что я что-то должна сделать еще.
Что же я должна сделать? Однозначно сейчас мне надо постараться жить лучше, чем я жила до сих пор. В этом мире мне есть чем заняться, здесь много интересного и много проблем, решением каких-то из них я могу заняться».
– А можно подробнее разъяснить, почему я должна теперь жить лучше?
– Мне кажется, что человек, как существо не просто разумное, но и нравственное, всю жизнь ходит «среди трех сосен»: хорошо – плохо, виноват – не виноват, должен – не должен. Он чувствует моральную ответственность за события, происходящие в его жизни. И выводы из них чаще всего такого рода: «Это мне в награду за то-то, а это – в наказание за то-то». Я думаю, что это правильные мысли, хотя и не охватывающие всего спектра жизненных коллизий. Мы способны связывать между собой события нашей жизни, давая им при этом нравственную оценку. Забивая гвоздь и ударяя молотком по пальцам, мы вправе думать: «Вот тебе за то, что ты час назад на жену накричал». Это довольно упрощенный пример, но подобные цепи событий тянутся через всю нашу жизнь, однако память работает только на коротких отрезках. И часто за грех, совершенный пять лет назад, ты «получаешь по голове» только сегодня. Грех уже забылся, и непонятно, за что свалилось такое несчастье. Именно сильная душевная боль, во много раз превышающая физическую боль прищемленного пальца, способна обострить чувства души, и тогда мы уже склонны делать серьезный анализ своей жизни. Бывает, люди приходят первый раз на исповедь, и вот тогда они начинают ворошить свою жизнь, пытаются искать нравственные связи в общей картине своей жизни. Вероятно, линии, которые они проведут, и цепи, в которые свяжут разные поступки, создадут не очень верный образ, человек может ошибаться в оценках, но тем не менее такая исповедь – это уже яркая попытка определить причины и следствия событий своей жизни с точки зрения нравственности. Благодаря этому человек понимает: чтобы быть счастливым, надо жить лучше, чтобы иметь право на счастье, нужно самому исправляться.