Слово утешения. Как пережить смерть ребенка - стр. 13
У Ф.М. Достоевского умер ребенок во младенчестве, он писал, что бывают минуты, которые невозможно перенести, – человек с удовольствием бы умер, но смерть убежала от него. Он страдает даже физически: ему трудно дышать, он не может спать, не хочет есть, жизненные силы в человеке замирают, он худеет, истощается. Но смерть не приходит к нему. Именно тогда писатель брал Книгу Иова и читал.
Мы еще не раз здесь обратимся к этой книге. Там, кстати, говорится, что человек утешается рождением других детей после гибели первых. Да, утешается, хотя совесть говорит: «Ты не смеешь утешиться рождением второго, если умер первый». Ведь первый неповторим, он тоже должен был жить. Разве можно забыть про первого, родив второго? Все равно какая-то часть души должна скорбеть. Но о том, что другие люди говорят о каком-то утешении следующими детьми из своего личного опыта, – над этим стоит задуматься.
Скорби Иова следовали друг за другом. Сначала он потерял имущество – свой скот (волов, овец, ослов и верблюдов) вместе со слугами и домочадцами. Он обнищал на глазах, в сжатые сроки. С ним происходило то, от чего в наши дни кончают с собой миллионеры, когда их постигает банкротство. После этого погибли дети Иова – на них обрушилась крыша дома, в котором они пировали. В один момент погибли все его дети: семь сыновей и три дочери. Когда Иову сообщили обо всем этом, он разодрал на себе одежду и сказал, что он нагим пришел из чрева матери, нагим же и уйдет в землю и ничего с собой не унесет: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1: 21). Но вскоре приходит новая беда – заболевает проказой сам Иов.
В Книге Иова описана великая война, о которой сам Иов не знал, – идет соперничество дьявола с Богом за душу праведника. Лукавый говорит Богу, что, дескать, знаю я этого Иова – праведный, непорочный, удаляющийся от зла. Но разве он даром хорош? Конечно, ему есть за что Тебя любить, ведь все блага дал ему Ты! А ну-ка, проверим его: если у него все забрать, благословит ли он Тебя? Господь разрешает сатане так поступить с Иовом, Он увеличивает степень свободы дьявола по отношению к этому человеку, но говорит: Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей (Иов 1: 12). Итак, у Иова погибает имущество, но он благословляет Бога. Тогда дьявол увеличивает степень претензий и забирает детей. Иов благословляет Бога. И вот дьявол пускает в ход последний козырь, он говорит Богу: простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?