Размер шрифта
-
+

Словарь-справочник по социологии - стр. 36

. Конт. В современной социологии подобное деление потеряло былое значение.

ДИСКУРС СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ. Вид речевой коммуникации, заключающийся в обсуждении, сопоставлении и обосновании различных мнений, программ и позиций взаимодействующих социальных и политических субъектов в целях выработки общего мнения, позиции политической или социальной группы, общества, государства, т.е. консенсуса.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Препятствие к существованию, выживанию и адаптации какой-либо социальной или политической системы (общества, государства, социальной группы, партии и т.д.) к окружающей среде; нарушение ее функционирования, саморегуляции.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Процесс подразделения общества, государства и т.д., разграничения и специализации их составных частей и появления новых структур, статусов и функций. Наиболее социально значимыми историческими примерами Д. с. – п. могут служить те из них, которые были связаны с отделением скотоводства от земледелия, с обособлением от них ремесла и торговли, а затем науки, образования, управления и т.д. В современных условиях Д. с. – п. оказывает мощное влияние на НТР, изменяющую социальные отношения, социальные структуры, статусы индивидов и целых социальных групп. Д. с. – п. ведет к социальному неравенству, которое может крайне негативно сказаться на развитии всего общества. Одной из форм Д. с. – п. является социальная стратификация.

ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ. Основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и социальным институтам внутри гражданского общества, а также его отношениям сполитическим государством. Д. о. предполагает соглашение двух или более сторон, определяющее обмен правами и обязанностями, порядок их изменения и прекращения. Концепция Д. о. возникла в Новое время с развитием юридического мировоззрения в качестве идеи, объясняющей происхождение и сущность общества и государства. Как считали Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др., Д. о. – это механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепленные силой и авторитетом последнего гарантии безопасности себя и своей собственности. Условия Д. о. не могут быть нарушены ни одной из сторон – ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию. При этом Д. о. интерпретируется скорее не как реальный исторический акт, а в качестве логического допущения, призванного подчеркнуть условия легитимности власти и преимущества государственно оформленного бытия в цивилизации. В результате акцент смещался от идеи историчности Д. о. к убеждению в договорности отношений в обществе и государстве, на страже чего вырастает корпус “установленного права”. Сам Д. о. приобретал

Страница 36