Словарь-справочник по социальной работе - стр. 32
У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит так называемая аккумуляция аффекта, в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью аффекта аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, «канализации».
Содержание и характер аффекта человека могут изменяться под влиянием воспитания. Диагностика аффекта является одной из характерных задач, решаемых в практике судебно-психологической экспертизы.
Б
Бедность – существование, при котором люди лишены возможности активного участия в жизни общества из-за недостатка материальных или социальных ресурсов.
Большинство исследователей разделяют абсолютную и относительную бедность. Первая означает невозможность поддерживать физическое существование, вторая – невозможность питаться соответствующим образом, участвовать в общественной жизни и проживать в обычных для данного общества условиях. В этом случае ресурсы человека заметно ниже, чем в среднем в обществе; человек, по сути, исключен из обычной жизни и деятельности. Попытки провести черту бедности, ниже которой начинается абсолютная бедность, должны учитывать культурно-специфические стандарты; так, уровень социального обеспечения не просто позволяет вести физическое существование (уровень которого в несколько раз выше, чем в странах третьего мира), но и удовлетворять некоторые социальные потребности.
В целом люди склонны винить в бедности самих бедных. Средства массовой информации изобилуют негативными стереотипами бедных людей, представляют их ленивыми и зависимыми. Эти представления не согласуются с действительностью, поскольку бедные люди часто работают, но получают при этом мало. Наличие или отсутствие хорошо оплачиваемой работы проще объяснить влиянием капитализма, нежели «бездумностью» бедных. Многие из них, в частности дети и старики, попросту не могут заработать себе на жизнь. Попытки предложить другие объяснения, в частности нелегальные доходы или неуплату налогов крупными корпорациями, пока остаются безуспешными. В обществе бытует устойчивое мнение об ответственности бедных за свое положение. Проводятся попытки обосновать устойчивость бедности с помощью теорий ЦИКЛА ДЕПРИВАЦИИ и КУЛЬТУРЫ БЕДНОСТИ о передаче представлений и видов поведения от одного поколения другому. Противники этих взглядов указывают на значительные перемены после начала правительственной политики перераспределения средств, что свидетельствует о том, что бедность коренится в самом обществе, а не является следствием поведения отдельных индивидов.