Размер шрифта
-
+

Словарь славянской мифологии - стр. 21

Мокошь почиталась также как богиня урожая. По мнению исследователей, часто встречающаяся в народных вышивках стилизованная женская фигура с руками, оберегающим жестом обращенными к земле, – это и есть изображение Мокоши.

Мокошь – единственное женское божество, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств.

Морена

Морена – богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее – смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество – богиня ночи, зимы. От этого имени вошли в наш язык слова мрак, мор, смеркаться. Славяне представляли, что Морена живет на севере, в недрах покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны. Поэтому, встречая весну, славяне сжигали чучело Морены. Но кончается лето – и возвращается злая Морена. Так происходит вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Одним из весенних обрядов было сжигание соломенной куклы – Морены.

Ниян

Ниян – бог самых страшных наказаний для всех злодеев, убийц, преступников против людей. Он представлялся беспощадным и жестокосердным.

Он был властителем славянского ада, судьей мертвых, повелителем мучений. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая друг друга, грабя своих ближних, могли остаться безнаказанными. Они искренне полагали, что отомстится, отольется им не на этом свете, так на том. Как и многие другие народы, славяне верили, что место казни для беззаконников – внутри земли.

Конечно, этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч.

Жертвовали ему не только кровью животных, но и людьми, особенно во время страшных болезней или войн: кидали жребий среди преступников – и тех, на кого он пал, убивали во славу Нияна, сбрасывая в провалы земные, дабы насытился он этой кровью и отвратил беды от невинных.

Овинник

Овинник – дух, сходный по предназначению с домовым, только он жил в овине, хозяйственных постройках, где в крестьянских хозяйствах сушили снопы перед обмолотом. Овинник – хранитель главного крестьянского богатства – хлеба. Его самой основной задачей было уберечь эти хозяйственные постройки от пожара. Также он следил за порядком в хозяйстве, за укладкой снопов, наблюдал за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволял делать этого под большие праздники. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. Пожар, огонь был самым страшным бедствием для крестьянина, он мог уничтожить не только хозяйство, но и самую жизнь человека, поэтому овинник как охранитель от огня считался одним из серьезных и злых духов. Ублажить его было нелегко! Обычно приносили к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще, угощение и почет овинник любил так же, как все его не чистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения.

Страница 21