Словарь русских чудес и суеверий - стр. 63
Чтобы заговор непременно сбылся, в конце следует сказать: «Кто бел-горюч камень-Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет!»
Обнаружив заговор гласно (открыв неподходящему человеку), сам рискуешь лишиться способности заговаривать: будешь молоть одни бессмысленные слова. Передать силу заговора можно только младшему летами.
Залом (хлебная завязка)
Залом – собранные в жгут, и связанные колосья. Он делается на сокрушение хозяйства злыми людьми. Это большое несчастье для хозяина того поля, где залом появился.
Чтобы отвратить бедствие, знахарь велит хозяевам поля брать из хлева то место, где ночуют свиньи, положить в телегу, запрячь неезженную лошадь и скакать по полю во весь скок. Если поклажа упадет с телеги, это недобрый признак. А если довез ее до поля, надо накрыть залом этой поклажею, не касаясь ее рукою. Прикосновение предвещает плохой сбыт будущего хлеба. Потом следует ехать не оборачиваясь, иначе нечистая сила голову на сторону свернет.
Дома запрягают езжалую лошадь, кладут на телегу лошадиный навоз и вновь едут к полю. Навозом обсыпают кругом весь залом. Теперь зло должно обойти поле стороною.
Зайцы
Зайцев ловить может не всякий, а лишь тот, кто знает «словинку», – особый заговор, который может человеку подсказать леший. Настоящие охотники к ловле зайцев приступают, как к какому-нибудь священнодействию.
Перед отправлением в поле все петли окуриваются: для этой цели служит растение багульник. При выходе из дома читают молитву или «словинку» и стараются из деревни уйти незамеченными. Даже говорить о том, что кто-то, например, ушел петли ставить, запрещено. Да и привезти добычу лучше неприметно для посторонних.
Сохрани Бог, если чужой кто-то зайца из петли украдет: после этого хоть ловлю бросай – и попадаться зайцы не будут, и вороны поклюют попавших в силки, и так далее.
Змея
Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь.
Кожа змеи, сброшенная во время линьки и украдкой подложенная под подушку какому-нибудь человеку, может стать причиною его смерти.
Чтобы отомстить кому-нибудь, колдун берет живых змей и лягушек, высушивает их в печи, растирает в мелкий порошок, завязывает порошок в холстину и кладет в навоз. Спустя некоторое время из каждой пылинки образуется потомство. Едва народившихся тварей разбрасывают по дворам, где они размножаются до невозможности. Некоторые подсыпают такой порошок в питье своим врагам, и во внутренностях несчастных жертв появляются гнезда жаб и змей. Страдальцы обкладывают грудь и живот ягодами свежей малины и земляники, полагая, что от этого гады выползут наружу.