Размер шрифта
-
+

Словарь греческой мифологии - стр. 6

Аполлодору приписывается составление «Мифологической библиотеки» (которая иногда так и называется «Библиотека Аполлодора»), однако это спорно. В начале XIX в. издатели этого труда обратили внимание на особенности текста «Библиотеки»: он очень краток, сжат, в нем много неясностей, отсутствует связность и соразмерность в композиции, и вряд ли писатель с именем, мнение которого было весомым и обязательно учитывалось научным сообществом, мог так писать. Возможно, она была составлена в первой половине II в. н. э. и Аполлодор не имеет к ней никакого отношения. Вместе с тем, непонятно, почему возникла традиция, приписывающая «Библиотеку» Аполлодору, если он не имеет к ней отношения. Поэтому был предложен наиболее приемлемый взгляд, согласно которому «Библиотека» является кратким переложением произведений Аполлодора на мифологическую тему, главным образом, сочинения «О богах» и также, возможно, «Хроники» и других источников, происходящих не от Аполлодора, переложением, выполненным человеком, имевшим образование, но литературными талантами не блиставшим.

«Мифологическая библиотека» состоит из трех книг (обозначаемых римскими цифрами I, II, III), каждая из которых включает несколько глав и подглав. «Библиотека» дошла до наших дней в неполном виде, что-то за долгое время переписывания книги было утрачено, поэтому очень важной составной частью «Мифологической библиотеки» является Эпитома – краткое переложение несохранившихся разделов книги.

«Мифологическая библиотека» представляет собой единственное из сохранившихся античных произведений по мифологии, где греческие мифы собраны в наиболее полном и систематизированном виде, отсутствует их философское осмысление (что было свойственно поздней античной мифологической традиции), а текст излагается в чистом виде, то есть только мифологическая фабула без комментариев. Нередко приводятся варианты мифа со ссылками на источник, причём автор стремится к тому, чтобы не упустить ни один из известных ему вариантов мифа. В основу изложения положен генеалогический принцип: повествование начинается с теогонии и доходит до событий героического века, но обрывается на подвигах Тесея. То, что следовало далее, в том числе весь троянский цикл, оказались в утраченной части книги. Эту недостающую часть отчасти и дополняет Эпитома.

Первое печатное издание «Мифологической библиотеки» вышло в Риме в 1555 г.; после этого над ним велась критическая работа, сочинение неоднократно переиздавалось, дополнялось, уточнялось, особенно – когда обнаруживались новые рукописи.

Страница 6