Размер шрифта
-
+

Словарь греческой мифологии - стр. 25

из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она – богиня браков и даже родов, а также «детопитательница», Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.

По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется в сопровождении свиты диких зверей – львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Мужем А. является Гефест – самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей – Геру и Афину. Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).

Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза. А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея – своего сына от возлюбленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет

Страница 25