Словарь церковных терминов. Символы и понятия христианской веры - стр. 13
В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и таким образом в церкви осуществляется преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть, по крайней мере, два рукополагающих архиерея – 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. – не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680–681 гг., Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято возводить в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство»; к патриарху «Ваше Святейшество». Неофициальное обращение к архиерею – «Владыко».
Архиерейский жезл – особенный посох, или палка, с изображением креста на верху и с платом с бахромой. Он означает, что архиерей есть пастырь над верующими. (То же означают трости или палки, с которыми часто ходят священники.)
Архиерейский собор – собрание архиереев Поместной Церкви, один из высших органов управления Церкви, созываемый для решения важнейших вопросов не реже одного раза в два года, подотчетен Поместному собору.
Архимандрит (греч. начальник хлева, овчарни; переносн. – духовная овчарня, монастырь) – монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. В греческой церкви этот титул первоначально (с V века) давался избранным архиереям из игуменов, надзиравшим за монастырями, а позднее настоятелям важнейших монастырей. В древнерусской церкви его имели очень немногие игумены-настоятели монастырей, причем одно и то же лицо носило два титула, например, «печерский игумен архимандрит». Ныне сан архимандрита в русской церкви строго отделяется от сана игумена и дается не только настоятелям монастырей, а и другим монашествующим лицам, занимающим высшие административные должности (напр., ректор семинарии), или как высшая награда священнослужителям из черного духовенства. Возведение в сан архимандрита совершается епископом за литургией по особому чину.