Размер шрифта
-
+

Словарь церковных терминов. Символы и понятия христианской веры - стр. 10


Апостасия (греч. отступничество) – 1) отступничество от Бога, вероотступничество;

2) измена христианской вере и отпадение от нее.


Апостол (греч. посланник) – ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Андрей стал первым из призванных учеников. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота. После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати. Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V–VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными.


«Апостол» – древняя богослужебная книга, содержащая следующие книги Нового Завета: Деяния Апостолов и их Послания. Книга Апостол так же, как и Евангелие, разделена, кроме глав и стихов, на «зачала», с указанием в конце книги, когда и какое читать «зачало». Рукописные «Апостолы» сохранены по сие время и представляют драгоценные памятники. При Иоанне Грозном первой напечатанной книгой в России (1553 г.) был «Апостол».


Апостольские мужи – современники апостолов. Многие из них (св. Варнава, св. Климент, св. Игнатий, св. Поликарп и др.) оставили свои писания на греческом языке, а затем они были переведены на сирский, коптский, эфиопский, армянский и русский.


Апостольские правила – называются так не потому, чтобы они были написаны рукою самих апостолов, а потому, что они представляют свод преданий и обычаев древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских, и свод правил, составленных на основании этих преданий. Первоначальное их значение основывалось не на церковно-юридическом характере (который они получили только со времени VI вселенского собора), а на глубоком уважении к преданию и церковной практике первых трех веков.

Страница 10