Размер шрифта
-
+

Слова: сказанные и прочитанные - стр. 25


Современная культура ориентирована на непрерывное творение нового во всех сферах деятельности, часто не на развитие традиции, но вопреки. Причём, порождённое новое принципиально обречено на кратковременное, преходящее, существование. Оно не предназначено на поддержание традиции. В этом она методологически следует естественным наукам.


В естественных науках любое открытие совершается в закономерно-случайном (в индивидуальном, а не системном, закономерном) порядке. Оно индивидуально в акте своего творения, а закономерность приобретает в общественном признании. Открытие всегда «гипотеза» в широком смысле, требующая не только научного, но и общественного одобрения и признания. Атомизм Демокрита был гипотезой, не оказавший никакого влияния на физику, вплоть до Ньютона, и рассматривавшийся как сомнительное мнение философа. То же относится ко многим работам Хэвисайда, Тесла и др.


Открытие всегда лежит вне логики существующей науки. Оно представляет собой выработку нового порядка, новой «чистоты» знания, и, соответственно, новых их критериев.

Потенциально наука содержит множество «чистот» – «порядков» и в этом смысле она хаотична. Между двумя состояниями чистоты содержится актуальность состояния неустойчивости, хаоса чистот, которое в ходе развития приводит к выделению того или иного понятия чистоты, принимаемым обществом приемлемого для данного состояния знания. Хаотичность чистоты при этом уходит в потенциальность её множественности до следующего этапа бифуркации.

Упорядоченность развития науки (См. Кун) является мифологичной, развитость которой свидетельствует о вхождении науки в период старческого существования.

«Чистая» модель всегда бессловесна.

«Чистый смысл» равноценен отсутствию смысла. Вторичное равноценно сущностному. Парэргон тождественен эргону (постмодерн).

Соотношение «чистоты» и «порядка» – это соотношение множественности-хаоса и конечного, точнее, бесконечности хаоса и единичного единственного.

Порядок в науке (в идеале) в каждый момент единственен.


Неизменность бытия в вечности – суть идей Платона, большинства философий и религий, будь то атомы Демокрита или та или иная высшая идея в западной философии, или существование вечного процесса Гераклита (вечен закон, управляющий «мерой возгорания или угасания огня»), материализм с принципом вечности материи, Парменид с его отождествлением мира и мысли о нём в их вечной неизменности бытия. С Демокритом, впрочем, наука почти согласилась в «вечности» атомов – они существуют почти столько же, как и Вселенная.


В общественных науках, в силу множественности и параллельности существования истин, последние приобретают статус «вечных». Каждый может выбрать себе «вечную истину» по вкусу.

Страница 25