Слова на двунадесятые и великие праздник - стр. 85
Бывает злая боль и обида, которую испытывает честолюбец – когда не удается «карьера», развратник – когда не может удовлетворить мерзкую похоть, гневливый – когда не отомстит врагу, чревоугодник – пока не набьет живот, одержимый гортанобесием – если пища и питье кажутся ему невкусными. Такие страдания могут быть очень реальными и жгучими, но они не имеют никакого отношения к кресту, несение которого заповедует Пречистый Спаситель. Таковы разбойничьи кресты – подобные орудию казни нераскаянного злодея, который и претерпевая заслуженную кару хулил безвинно страждущего Христа Искупителя. (Недаром Православная Церковь так подробно воспроизводит восьмиконечный знак Креста Христова, указывая и подножие его, и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», – дабы невозможно было спутать Животворящий Крест Спасителя с крестом нераскаянного разбойника.)
По слову апостольскому: что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? (1 Пет. 2, 20). Ведь если без лицемерия и саможаления взвесим мы наши дела на весах правды, то поймем: как со дней юности и поныне мы тяжко оскорбляли и продолжаем оскорблять Небесного Отца нечистотой своей жизни. И разве по грехам нашим не заслужили мы бед и казней еще худших, чем те, что выпадают на нашу долю? Попуская нам пострадать, Всевышний Судия сдерживает карающую десницу – Он даже не наказывает нас, а желает исправить. Только когда научимся мы воспринимать земные скорби как заслуженные нами и не роптать, а каяться перед Небесным Отцом и за все благодарить Его – только тогда их перенесение станет для нас спасительным и легким.
По премудрости Божией зло временных страданий может стать для нас, неразумных, великим добром. Смиренно, покаянно и терпеливо перенося «разбойничий крест» заслуженных нами бед, мы можем уподобиться благоразумному разбойнику, за единое воздыхание покаяния сподобившемуся Небесного Царствия. Если научимся мы благодарно прозревать за своими скорбями Божественную любовь Отчую – Господь дарует нам, недостойным грешникам, несказанную милость: наш запятнанный беззакониями и заслуженный житейский крест таинственно сроднится с Пречистым (и незаслуженным для Пречистого Христа) Крестом Христовым. Тогда обретем мы неотъемлемое утешение на всех путях, нерушимый душевный мир в любых обстоятельствах – и поймем наконец, какое «благое иго и легкое бремя» предлагает нам Христос Искупитель.
Жалкие рабы греха с плачем и ропотом стараются сбросить со своих плеч спасительный крест – воины Христовы же несут его смиренно, мужественно и радостно. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Грех, обладающий всем существом моим, не перестает упрашивать: "Сойди с креста". Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, – и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтобы возвел опять на крест. Молюсь и сам стараюсь распяться, как наученный самим опытом, что нераспятый – не Христов».