Слова на двунадесятые и великие праздник - стр. 76
Но далее какой-нибудь лукавый совопросник века сего (1 Кор. 1, 20), не удовлетворившись таким ответом, может быть вспомнит слова Христовы: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15) и потому скажет: «как же, если Сам Христос апостолов назвал друзьями, вы снова называете в Церкви христиан рабами, говоря: "крещается или венчается раб Божий такой-то"?».
Хорошо, скажем ему: «дерзнешь ли ты сам наименоваться другом Божиим, чтобы прийти в церковь и над тобой были произнесены такие слова: "крещается или венчается друг Божий такой-то"? Чувствуешь ли ты себя на одной духовной ступени по святости с великими апостолами – самовидцами Христа? И даже выше самого святого апостола Иакова, писавшего в своем Послании: Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться? (Иак. 1,1). Если да, то дерзай. А если нет, то прими величайшую честь именоваться рабом Божиим, как и все святые Христовы». А все святые отличались своим смирением и самоуничижением, а не гордостью и возношением. Вот что пишет святой апостол, обращаясь к коринфским христианам и приоткрывая тайну христианства: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много силь ных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 26–29).
Итак, тайна христианства как религии Бого-человеческой в том, что человек в ней возвышается не своими силами, а благодатью Божией, как и говорит епископ в начале молитвы на рукоположение нового священнослужителя, возлагая на него руки и прося Бога о сошествии этой благодати: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…».
Впрочем, впрямь ли избранники Христовы были так уж слабы и невежественны? Такими видел их падший мир, ослепленный собственным фальшивым блеском. Но Всеведущему Богу нет дела до внешности – Он смотрит в сердце человеческое. Избранниками Сердцеведца стали лучшие из людей – смиренные и любящие. Всевышний есть Источник всех талантов и дарований; Он наделил «немощных и немудрых мира» непобедимой духовной мощью и высочайшей премудростью. Кем был в глазах суетного мира апостол Павел? Его «социальное положение» – какой-то бродяга-ремесленник, шьющий палатки. Но этот «бродячий портной» на равных говорил с римскими вельможами и греческими философами, огненным словом преображал души множества людей, прошел по миру в силе и славе чудотворений, стал просветителем стран и народов. При этом святой Павел, великий смирением своим, говорит: