Размер шрифта
-
+

Слова на двунадесятые и великие праздник - стр. 68

(1 Кор. 1, 27–29).

Будущий царь и пророк Давид, основатель Иерусалима, был в юности простым пастушком, самым младшим из своих братьев, – но именно его руками был побежден Голиаф. Полководец Гедеон, чей меч уже упоминался здесь как прообраз торжественно вознесенного и побеждающего Креста Господня, также был избран Господом вопреки людскому мнению о «славе и силе»:

Господь, воззрев на него, сказал: Иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. Гедеон сказал Гму: Господи! Как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека (Суд. 6, 14–16).

Об этом слышали мы и в апостольском чтении, посвященном празднику Воздвижения:

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия… Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 18, 22–24).

Падшему миру непонятно, как можно жертвовать собой ради других, ради любви – потому что падший мир любви не знает. Он не может различить в жертве – подвиг любви, и потому пытается объяснить все «слабостью», беспомощностью… Но разве не величайшее мужество требуется тому, кто идет положить душу свою за друзей своих? (Ин. 15, 13).

И потому главным знаменем и оружием христианства, символом Бога, Который есть любовь (1 Ин.4, 16), стал именно Крест – символ одновременно парадоксальный и совершенно естественный и понятный там, где живет любовь.

«Силу и власть Креста составляет великая Жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную… Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви – даже до смерти и смерти крестной – приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги», – говорит о Кресте старец Иоанн Крестьянкин.

А ради такой победы, конечно, стоит претерпеть и мучения, если это окажется нужно – но эти страдания в любом случае не самоцель и далеко не единственный путь к победе. Да, дорогие мои, страдания спасительны не сами по себе, но только если помогают воспитывать душу – например, взращивать в ней упование на Бога. Также и «утешения житейские» не греховны и не вредны сами по себе – они могут стать погибельными только тогда, когда за ними человек забывает Бога. И наоборот, страдания могут погубить – например, озлобить, заставить возненавидеть и людей, и Самого Бога, а спокойная жизнь – спасти, даруя человеку возможность в тишине и мире взращивать в душе добродетели и помогать другим. Все зависит не от внешних обстоятельств, а от того, идет ли человек – в любых обстоятельствах – ко Кресту Христову и разделяет ли с Ним этот Крест, или же сосредоточен только на себе и своих страданиях или удовольствиях.

Страница 68