Размер шрифта
-
+

Слишком занят, чтобы жить! Уроки жизни счастливого фермера - стр. 5


Иерархия потребностей по Маслоу



Слышали когда-нибудь о матери Терезе? Как насчет нее и подобных ей подвижников? Их не так уж мало.

Когда Джаред был подростком, мы, как родители, перед вечерним походом с друзьями в центр Нэшвилла заставляли его выложить все из карманов. Мы знали, что все, что у него будет с собой, он непременно отдаст. И не то что потратит на сладости и мелочи для себя – скорее отдаст тем, кто нуждается в этих деньгах больше, чем он сам. Однажды на Рождество я тщательно выбрал для него в подарок кожаную куртку, которая, я точно знал, должна была ему понравиться. Через пару дней он явился вечером домой без куртки и на мой вопрос просто ответил, что встретил человека вообще без куртки. Про себя-то он знал, что дома найдется еще несколько, так почему же не отдать свою новую куртку тому, кто в ней нуждается?

Сегодня многие, особенно среди молодого поколения, игнорируют, как мне кажется, тщательно продуманную пирамиду Маслоу. Они не обращают внимания на базовые нужды и идут прямо на самый верх, к трансцендентному (потребности быть вовлеченным в нечто, выходящее за пределы конкретного повседневного мира). Желание изменить мир в них сильнее, чем желание купить лишний пакетик чипсов или даже BMW.


Иерархия потребностей для тех,

кто меняет мир (по Дэну)



Мы увидим, что это, по существу, обязательная черта тех, кто совмещает в себе страсти и здравый смысл. К какой бы возрастной категории ни принадлежали эти люди, они, как правило, игнорируют естественную последовательность и не считают, что сначала нужно удовлетворить собственные потребности, а уж потом думать о служении другим.

Многие люди моего поколения воспитаны на том, что пирамида потребностей Маслоу – это единственная формула успеха. Я же считаю, что хотя такая иерархия потребностей, наверное, разумна для масс, но Маслоу забыл включить в свои расчеты людей, которые строят свою жизнь на более альтруистическом фундаменте.

На Западе существует множество правил, предназначенных для поддержания законности и порядка. Отправными пунктами для большинства из них выступают время и деньги. Но я рассматриваю время, деньги и официальную религию всего лишь как механизмы копирования, созданные человеком. В краткосрочной перспективе проще, конечно, создавать иерархии и выстраивать контролирующие механизмы. Однако в историческом масштабе подобные системы никогда не бывают устойчивыми – и, кстати говоря, не дают, как правило, подлинного счастья.

Я никогда не испытывал особого желания что-то приобретать или даже заботиться о хлебе насущном. Я всегда ценил человеческие отношения выше комфорта или материальных благ. Как следствие, в моей жизни много глубоких, значительных человеческих связей. Знакомые часто обращают внимание на то, что я по-прежнему очень близок с ребятами, с которыми вместе вырос. Повзрослев, мы остались братьями по духу; с большинством из них я дружу уже почти двадцать лет. По существу, это семья, которую я сам для себя выбрал.

Страница 5