Скверы, сады и парки Петербурга. Зелёное убранство Северной столицы - стр. 23
В том же году архитектор Иван Старов начал реконструировать усадьбу, превратив регулярный сад в пейзажный. В саду был построен «итальянский дом», который назвали так по выступлениям итальянской труппы. Барочную отделку здания заменили классическими формами. В 1780-е гг. жизнь в Аничковом дворце кипела, но, поскольку Потёмкину требовались деньги для отделки другого подаренного ему дворца – Таврического, этот он продал купцу Шемякину, а тот перепродал Аничков дворец казне.
Сквер Аничкова дворца. Начало ХХ века
В Аничковом дворце разместился Кабинет ее императорского величества со всеми службами. Архитектор Егор Соколов, осуществляя переделки во дворце, затронул и сад, перестроив «итальянский дом» под библиотеку.
В 1799 г. император Павел I передал часть сада театральной дирекции. Зодчий Винченцо Бренна перестроил один из садовых павильонов в Малый театр, который назвали театром Казасси по имени антрепренера гастролировавшей в Петербурге итальянской труппы.
Территория сада стала застраиваться небольшими домиками, которые отгораживались от Невского проспекта заборами.
В 1809 г. император Александр I подарил Аничков дворец с садом, значительно уменьшившимся по площади, своей сестре Екатерине Павловне. Через 7 лет казна вновь выкупила дворец, и тот же Александр Павлович вновь сделал царский подарок, и вновь ближайшему родственнику. На сей раз – брату Николаю к его бракосочетанию.
Сквер Аничкова дворца
При Николае Павловиче сад и приобрел нынешние размеры. Архитектор Карл Росси, призванный создавать ансамбли петербургских площадей, первоначально планировал вообще ликвидировать сад, чтобы на проектируемую площадь выходил фасад Аничкова дворца, но в итоге предпочел уменьшить территорию созданной им Александринской площади (ныне – площадь Островского). По оси дворца Росси построил два павильона, которые получили название павильонов Росси. Фасады павильонов украшают статуи древнерусских витязей, выполненные по модели скульптора Степана Пименова.
Сад при Аничковом дворце кардинально реконструировал архитектор Адам Менелас.
После Октябрьской революции он назывался садом Отдыха, реже – садом Отдыха трудящихся, а после того, как в 1937 г. в Аничковом дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров (ЛДП), стал называться садом Дворца пионеров.
Во время Великой Отечественной войны в саду Дворца пионеров зарыли снятые с постаментов на Аничковом мосту клодтовских «Укротителей коней». В 1960-х гг. в одном из павильонов Росси регулярно проводились выставки кроликов, привлекавшие большое внимание горожан. В 1992 г. Дворец пионеров сменил название, став Городским Дворцом творчества юных (ГДТЮ), а сад вновь стал именоваться садом Аничкова дворца. В начале XXI в. Управление садово-паркового хозяйства решило считать этот сад сквером ввиду его небольшой площади.