Размер шрифта
-
+

Скрытая сила привычек. Как перестать ограничивать свои возможности, мечты и достижения - стр. 13

Познакомьтесь с гориллой

У вас не просто два мозга. У вас два неравных мозга. Прежде всего, практически все, что происходит в мозге, регистрируется на подсознательном уровне. Это так. Подавляющее большинство процессов, которые и сейчас происходят в голове, осуществляются без вашего ведома.

Конечно, это слегка приводит в замешательство. Мы привыкли думать, что за все отвечает наше сознание. На этом корабле мы – капитаны, а тело и мозг послушно исполняют то, что мы им осознанно приказываем. Никто не спорит, что у мозга есть и системы, действующие на автопилоте: они поддерживают биение сердца, дыхание легких и вообще нашу жизнь. Но нам действительно хотелось бы верить – верить так же сильно, как мы верим в то, что солнце восходит каждое утро, – в то, что мы контролируем нашу осознанную, рациональную, основанную на логике личность.

Но все, скорее, наоборот. Ваше сознательное/бессознательное соотношение напоминает айсберг, в котором лишь малая часть, представляющая собой сознание, находится над водой, а под ее поверхностью скрыта гигантская глыба бессознательного. Большинство ученых делают вывод, что лишь от трех до пяти процентов происходящего в человеческом мозге происходит на сознательном уровне. Оставшиеся 95–97 % приходятся на эту глыбу, скрытую под поверхностью.

На этом дисбаланс не заканчивается. Подсознание реагирует на все молниеносно. Оно распознаёт потенциальные угрозы и реагирует на них, пока ваше сознание только-только продирает глаза ото сна, и это наделяет подсознание эдаким VIP-статусом.

Все это наделяет подсознательный мозг чертами 800-фунтовой гориллы из известной поговорки[2]. Немного перефразируя известную шутку, что вы отдадите 800-фунтовой горилле? Все, что она захочет.

А больше всего на свете наша горилла хочет того, что мы называем согласованностью.

Замыкаем круг: согласованность или диссонанс?

Возможно, вы никогда не задумывались об этом, но если вы хоть раз были на концерте классической музыки, то были свидетелем максимально эффективной работы мозга.

В оркестре каждый исполнитель играет свою партию. Музыкальные темы в каждой партии тщательно подобраны так, чтобы сочетаться между собой. Если произведение исполняется хорошо, то частоты разных нот так приятно дополняют друг друга, что прекрасная музыка воспринимается нами как единое целое.

Зато негармонично исполняемая музыка может раздражать. Фальшивые ноты вносят диссонанс. Восприятие становится хаотичным. И если расстроенный инструмент не перенастроят, музыкальное произведение превратится в какофонию.

Страница 13