Скифия-Сарматия-Русь - стр. 4
Известные цари образований племён скифского круга
Теушпа – царь гомаров/киммерийцев и царь Умман Манды, воевал с ассирийцами в начале VII в днэ. Умман Манда – аккадское/ассирийское обозначение военных формирований гутиев/кутиев, касситов, киммерийцев, скифов и мидийцев, как по рознь, так совместных (см. ранее). Теушпа погиб в сражении с, сообщившими об этом, ассирийцами в 679 г днэ: Рамзес II также сообщил о победе над, победившими его, хеттами. Его имя – имя версии бога громовержца Тархана – Тешуба\Тесубы (Таса-па – Теушпа).
Ишпакай, царь скифов страны/государства Ишкуза (Сак-ас, см. ранее), на землях у озера Урмия (Арим, см. ранее). В союзе с мидийцами и царством Манну он вёл войну против ассирийцев. Царство Манну, это область/страна в окрестностях озера Урмия, откуда исходила угроза, обозначенная как Умман Манда (см. выше, Теушпа – в том числе, царь Уман Манды). В ходе военных действий 679 – 673 гг днэ Ишпакай погиб в сражении с ассирийцами. Но позвольте, ассирийский царь Асархаддон поведал: “Я рассеял людей страны Манеев, неусмиренных кутиев, побил оружием войска Ишпакая, скифа, союзника не спасшего их” – то есть “побил” – не победил (скифов) и не убил (Ишпакая), мало того, после этого сражения он запросил у оракула – смогут ли “побеждённые” захватить, принадлежащие ассирийцам, крепости и города. Обращает на себя внимание то, что Теушпа, царь киммерийцев и всех Умман Манда, якобы погиб в сражении с ассирийцами в 679 г днэ – в тоже время, в сражении скифов и людей страны Манеев (все вместе – Умман Манда) с ассирийцами, в 679 – 673 гг днэ погиб/не погиб царь скифов Ишпакай – если это не одно и тоже лицо [Теушпа/Та-сапа – Сапа-ка/Испакай, та – этот, он (авестийский/авес.), что тоже ка (лув.), как тыи – это, кыи – который (др. рус.)], то они были на одной стороне против ассирйцев. В предыдущих изысканиях было предложено производить имя Ишпакай от аспах – конь/лошадь (авес.) – всяко лучше, чем, как многие полагают, от спака – собака (авес., как будто на русском по-другому) и более обоснованно, но всё же: аспах/конь – сипах – конный воин (персидский/перс., сипах – И-спака-й), сапти – конь (сап-та) – сиби – царь (санс.), что тоже инсибиа (др. егип., ина\он-сапа, ина – сильный, санс.), жупан – князь (сапа-он), шубаш – воевода (др. рус., сапа-ас); (в поддержку) кметь – конный воин – комонь – боевой конь (др. рус.), ваджин – воин и конь (санс., ваджин – витязь-он, см. ранее), князь – конь (ХаН – КНас – КоНь, хан – бить/убивать, санс., что тоже гон, др. рус., см. рнее). Властные/воинские титулы/обозначения от бога (в этом случае) громовежца-воина Сапары, который также Сапарга [см. ранее Сапара-га\Сапа-ар-га – Сапа-га – Сапа-кай – аСпакай/Ишпакай, ка\кай и га (в конце слова) – ха (в конце слова) – убивающий, кхаи – бить/убивать (санс.), ага – тоже, что сипах, перс., от ага/аджа – понуждение, управитель/погонщик (санс.) и ага\джаия – победа (авес.), уаиги – великаны-убийцы (осет.), ка\кыи – он (др. рус., от хан – ха-он), что тоже в начале слова – Агатир(с)\Ага-тур, катиары\ка-туры, см. акатара – смелый, санс.]. Сапара соверсия Тесуба, версии Тархана [Тархан, изначально тарх/трах-он, тарх/трах – бить/убивать (санс./др.рус.), затем тра-хан, тра – защитник, хан/гхана – убивать/убийца (санс.), далее князь/хан-ас)]. Таким образом, Ишпакай – царь-воин, помазанник бога Сапары/Тархана, как Теушпа – царь-воин, помазанник бога Тесуба/Тархана.