Размер шрифта
-
+

Сказочные герои - стр. 2

Ау

Дядюшка Ау – современное одинокое финское привидение, описанное писателем Ханну Мякеле, и появившееся в России благодаря писателю Эдуарду Успенскому.

Краткая его характеристика есть в сказке:

«Он управится с мотором,
Он угонит грузовик,
Помесь лешего с лифтером —
Современный лесовик».

Дядюшка Ау – личность колоритная и обаятельная. Живет в лесу, по совместительству является и Лешим (смотри Леший), экспериментирует, выращивая «вечно голодное дерево», воюет с «Ящичной фабрикой», которая решила вырубить на ящики весь его финский заповедный лес. Конечно, одинокому привидению с целой фабрикой никогда бы не справиться. Хорошо, что у него были друзья – дети и звери.

Баба

В сказках всегда живет с Дедом («Жили-были Дед и Баба…»). Часто сварливая, своенравная женщина с дурным характером. Все время норовит куда-нибудь послать своего Деда. То к самому синему морю рыбу ловить, то в темный лес за дровами, то на ярмарку за коровой, а однажды зимой даже заставила Деда на холоде лепить Снегурочку.

В ее бедной избе чаще всего нет разносолов. Она скупа, глуповата и любопытна. Этим обычно пользуются разные прохожие, странники и особенно солдаты, которые время от времени наведываются к ней в гости. Они рассказывают ей всякие сказки и истории, заставляя-таки выставить на стол имеющуюся в погребе еду. Яркий пример – история с Солдатом (смотри Солдат), который на глазах у удивленной Бабы сварил суп из топора и из ее, бабкиных, продуктов.

Однако, чтобы быть справедливым, нужно заметить; будучи в хорошем настроении, Баба иногда может по просьбе Деда поскрести по сусекам, помести по амбарам и испечь Колобок. Она же часто помогает мужу тянуть Репку и бить золотое яичко из под Курочки Рябы (смотри Курочка Ряба). Правда, последнее у нее получается плохо. Тем не менее, когда в сказке «живут Дед и Баба», то и сама сказка получается веселее. Если же в сказке Баба живет без Деда, да еще в лесу, она почти наверняка ведьма. В лучшем случае – Баба яга (смотри Баба яга).

Баба Яга

Персонаж вовсе не сказочный, а самый настоящий. Водилась (а может еще и водится) она в таежных местах. Там на белом мху растет очень вкусная ягода – ягель. Сам же сосновый бор называется Яг. Вот по имени бора и особенно ягоды, которую она собирала, и назвали одинокую бабушку – отшельницу, а может и знахарку Бабой ягой. Впрочем, есть и много других версий происхождения ее имени.

Баба яга варила отвары, сушила травы, знала всякие старинные заклинания от сглазу, от порчи, от зубной боли. Поэтому, конечно, большой народной любовью она не пользовалась. Скорее даже наоборот. Пользовалась большим народным страхом. Боялись ее люди. За характер скрытный, нелюдимый. За знания колдовские, непонятные. Но любовь любовью, страх страхом, а помощь Бабы яги время от времени многим была нужна. То корова заболеет, то зубы заноют, то засуха грянет, то наводнение, то еще какая напасть. Кто поможет? Известно – к Бабе яге в лес идти нужно. В избушку на курьих ножках. Кстати, избушка эта – тоже, думаю, не выдуманная, а самая настоящая. Строили (и сейчас строят) охотники в тайге дома на столбах, а чаще – высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу, чтобы лесные звери не растащили. Откуда же у старой отшельницы дом? Сама не построит. Вот и жила в таком охотничьем амбаре. Амбары эти были низенькие. Спать там можно, а вот стоять во весь рост – нет. Поэтому и спала Баба яга «нос в потолок». Одна у бабушки была радость – общение с интересными людьми: то Ивашка заглянет, то Аленушка в лесу заблудится, то Кощей на огонек придет.

Страница 2