Размер шрифта
-
+

Сказки, легенды, притчи - стр. 7

Великий творец стремился использовать искусство и науку для созидания человеческого счастья, а ему было суждено стать свидетелем крушения самых светлых идеалов и надежд. Полный боли и отчаяния, он вынужден был скитаться по свету в тщетных попытках найти понимание и поддержку своим грандиозным замыслам. Куда бы ни бросала его судьба, Леонардо всюду был верен себе. За свои великие труды он не нажил богатств, хотя жил не бедно. Превыше всего он дорожил личной свободой и чистой совестью. Из недавно обнаруженных мадридских манускриптов стало известно, что он ценил и тщательно подбирал свою библиотеку, насчитывающую более ста томов, которую повсюду возил с собой. К славе и богатству он был равнодушен и с презрением говорил о деньгах, которые многим закрывают глаза на подлинные ценности в жизни. «Сколько философов, – писал он в своих заметках, – отвергли презренный металл, чтобы не замарать им себя». Великий провидец на заре XVI века понимал, какие беды и страдания несет людям мир чистогана и власть золота, который представлялся ему в образе жестокого чудовища, способного ради наживы на любое преступление.

Сказки и притчи давали возможность Леонардо выразить свои мысли об окружающем его мире. В предлагаемой читателю книге почти нет никаких чудес и волшебства, а с традиционными сказками ее роднит лишь то, что действующие в ней герои – звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и даже камни – наделены даром речи и способностью оценивать свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей. Его зарисовки настолько точно описывают повадки зверей и птиц, что Леонардо с полным правом можно считать одним из основоположников этологии – науки, изучающей поведение животных.

Будучи неутомимым естествоиспытателем, он воспринимал человека и окружающий мир как единое, нерасторжимое целое и был противником всякого насилия над природой, сознавая, сколь пагубны и плачевны могут оказаться для самого человека последствия любого произвола. Сегодня нам особенно близка такая позиция великого творца, и мы воспринимаем его как нашего союзника в общих усилиях по защите и охране природы.

О его нежной привязанности к животным и особенно к птицам уже при жизни художника ходили легенды. Например, купец Андреа Корсали в письме правителю Флоренции писал в 1515 году из Индии: «…жители этой далекой загадочной страны, подобно нашему Леонардо, не позволяют чинить зла животным». Об этом хорошо были наслышаны флорентийские мальчишки, которые несли в мастерскую к художнику заблудших собак, раненых птиц или диковинных бабочек, зная, что их непременно ждет щедрое вознаграждение. А местные птицеловы ждали как праздника появления Леонардо на птичьем рынке. Не торгуясь, он платил за облюбованных пленников, томящихся в клетках, и тотчас выпускал на волю, любуясь, как птицы парили в небе, обретя нежданную свободу.

Страница 7