Размер шрифта
-
+

Сказание о героях 1000 поколений - стр. 48

В Южной Месопотамии в тот период существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Централизованные государства в Месопотамии возникают позднее, 4,5 тыс. л.н. Тогда же в долине Инда возникает Хараппская цивилизация. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро.

На рубеже 5-4 тыс. л. н. возникла китайская государственность, правда, ее развитие очень долго шло изолированно от остальных.

Континентальная интеграция.

В Восточную Европу бронзовый век пришел на 2 тыс. лет позднее, чем на Ближний Восток. На протяжении двух тыс. лет, когда на Ближнем Востоке формировались первичные и очень некрупные государства, здесь продолжала развиваться и совершенствоваться культура неолита в рамках волосовской культурно-исторической общности. Племена этой общности занимали обширный регион от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Ареал волосовской культуры практически совпадает с границами предыдущей верхневолжской культуры. По масштабам интеграции эти куьтурно-исторические общности многократно превосходили государства Ближнего Востока. Однотипность их культуры на всей территории от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы сохранялась на протяжении 3,5 тыс. лет (7,3-3,8 тыс. л. н.). А потом на территорию Центра Восточной Европы пришел бронзовый век (3,8-3 тыс. л. н.).

Первой культурно-исторической общностью бронзового века в Волго-Окском междуречье была фатьяновская культура. Она названа по могильнику, открытому археологом А. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино Ярославской области.

Территория фатьяновской культуры охватывала нынешние Владимирскую, Новгородскую, Московскую, Тверскую, Смоленскую, Калужскую, Костромскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Нижегородскую, Ярославскую области и республику Чувашию. Территориально фатьяновская культура не выходила за границы предшествующих ей верхневолжской и волосовской культур.

Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овца, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое хозяйственное значение играли охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень). Фатьяновцам известны были двухколесные повозки (телеги). Глиняные сосуды фатьяновцев были шаровидными, круглодонными с штампованным и нарезным узором в виде солярных (солнечных) знаков, елочек и зигзагов.

Одной из особенностей фатьяновской культуры являются захоронения животных, особенно медведей. У фатьяновцев существовал культ медведя и, возможно, лося.

Страница 48