Размер шрифта
-
+

Скандинавская литература 20-21 веков - стр. 2

Отрывок из произведения К. Гамсун «Голод»:

«…Едва открыв глаза, я по старой привычке начал подумывать, чему бы мне порадоваться сегодня. В последнее время жилось мне довольно трудно; мои пожитки помаленьку перекочевали к «Дядюшке Живодеру», я стал нервен и раздражителен, несколько дней мне пришлось даже пролежать в постели из-за головокружения. Временами, когда везло, мне удавалось получить пять крон за статейку в какой-нибудь газете…»

В начале 50-х годов 20 века норвежская литература имела свои особенности – критики указывали большое влияние на нее американской литературы. Страна наводняется приключенческими и гангстерскими произведениями. Некоторые писатели пробуют «копировать» эти труды (Эверланн). Послевоенная «неразбериха» в литературном мире Норвегии приводит писателей к некоторой растерянности и разочарованию (П. Брекке «Стареющий Орфей», «Я влюблен в другую» С. Хуля). Но находились и художники, которые пытались в это время рассматривать социальные вопросы – Э. Болстад в романе «Спекулянт» выдвигает социальные и политические вопросы на передний план. Писатель Н. Свинсос в романе «В тени копра» (1949) затрагивает эти же вопросы. Политические вопросы решает в своем романе «Большая Ма» (1960) известный прозаик В. Ронген. Литературоведы отмечают, что постепенно норвежская литературная жизнь приходит в свое национальное русло (Е. Бьернебу «Дурной пастырь» (1960), Й. Бугге-Ульсен «Тина»(1961), С. Хельмебакка «Страшная зима».

Поэзия как и проза играла в норвежской литературе этого времени большую роль. Поэтесса И. Хагерупп в своих сборниках стихов прославляла героев в борьбе против захватчиков (сборники: «Седьмая ночь», «Плывет мой корабль»(1951), «Из кратера сердца» (1964). Сборник сатирических стихов выпускает Э. Арман, он высмеивает тех политиков, которые тянут страну в новые военные авантюры («Никто не умнеет от беды»,1951). Особый интерес для этого времени представляют стихи Нурдаль Грига (1902-1943). В его стихах читатель может почувствовать легкие романтические веяния и жестокую линию реализма.

«Утро в Финмарке»

«Когда мы пришли в Бескадес,

Окончив свой путь ночной,

Вдруг разразился ливень,

Колючий и ледяной.

Мы, обессилив от шторма,

Отдых решили найти.

Наши олени устали

После большого пути.

Белые пятна на лицах –

След ледяных дорог –

С каждым порывом ветра

Мучили, как ожог.

Руки закоченели,

Ноги идти не могли,

Но вдруг встрепенулось сердце,

Когда я увидел в дали –

На голой покатой вершине,

Легкий и чуткий, как тень,

Наледь дробил копытом,

Нюхая воздух, олень…»

Норвежская литература последующих десятилетий не имела какого-либо сильного потрясения. Опираясь на творчество Ибсена и Гамсуна, она придерживалась своей линии – ее реализм, иногда окруженный определенными «измами», всегда показывал правду о жизни народа Севера. Познакомимся с некоторыми интересными писателями Норвегии.

Страница 2