Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 8
Многочисленные изменения, которые они осуществляют в своей жизни, – а также принимая во внимание то обстоятельство, что их нередко совсем перестают понимать окружающие, – дают основание говорить, что их духовное пробуждение не является чем-то «надуманным». На это же указывают и те сложности, с которыми многие из них сталкиваются (включая глубокую растерянность)… В конце концов, если бы эти люди просто стремились сбежать в мир самообмана и иллюзорного благополучия, то они, вне всяких сомнений, исключили бы из своего опыта все эти затруднения.
В то же время нам нужно помнить, что бывают и ложные притязания на пробужденность – результат самообмана, самовлюбленности либо же откровенного желания эксплуатировать впечатлительных последователей для обретения власти и богатства. На самом деле одна из задач моего исследования (и этой книги) состоит как раз в том, чтобы достаточно отчетливо сформулировать признаки просветленного состояния, что позволит нам легко отличать настоящее пробуждение от пробуждения фальшивого. Поскольку духовных учителей никто не «сертифицирует», иногда случаются проблемы с впавшими в заблуждение людьми (либо даже откровенными мошенниками), которые провозглашают себя «гуру» и устраивают полную разруху в жизнях доверчивых учеников. Но если у нас есть представление о том, что в действительности означает «пробуждение», то нам легче сразу понять, кто из учителей является «лжепророком» либо просто-напросто искренне заблуждается сам.
«Скачок» – своего рода продолжение (пусть и не вполне обычное, в том смысле, что книга представляет собой продолжение двух моих предыдущих книг, а не одной).
Одна из моих книг, «Пробуждение от сна», представляет собой изучение временных эпизодов пробуждения – или кратких моментов вхождения в более высокие состояния сознания. У меня самого были такие переживания, и в течение нескольких лет я собирал рассказы других людей о подобном опыте. В книге я проанализировал эти переживания, обратив внимание на их ключевые характеристики, на ситуации и действия, которые их стимулируют, и на глубинные психологические и онтологические процессы, происходившие в то время, когда они имели место. (Здесь я использую термин «онтологический», чтобы указать на бытие, тогда как термин «психологический» указывает на ум.)
Я выдвинул теорию, что такого рода переживания связаны с «нарастанием жизненной энергии и последующим переходом ее в спокойное состояние». В данной книге я предпринимаю попытку провести аналогичный анализ состояний постоянной