Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 49
Вне всяких сомнений, общее впечатление, которое получает читатель от поэзии Уитмена, сродни впечатлению от Упанишад – ибо эти тексты озарены одним и тем же ослепительным духовным сиянием и проникнуты глубочайшим восторгом. Подобно авторам Упанишад, Уитмен очень ясно показывает нам, что жизнь отнюдь не абсурдна и не бессмысленна (что бы там ни казалось тем, кто пребывает в состоянии сна). Жизнь прекрасна и полна чудес – вся вселенная пронизана блаженством и гармонией, даже если нам не всегда удается осознать или объяснить это в полной мере. Как он пишет ближе к концу «Песни о себе»,
Британский писатель Д. Г. Лоренс, родившийся в 1885 году (когда Уитмен был еще жив), глубоко восхищался Уитменом и называл его «величайшим, первейшим и единственным американским учителем» [46]. Он видел в Уитмене родственную душу – того, кто разделяет с ним это невероятно обостренное восприятие мира. Я уже вскользь говорил о пробужденности Лоренса в своей книге «Прочь из тьмы». А сейчас будет вполне уместно поговорить об этом подробнее.
В некотором смысле Лоренс представляет собой даже более отчетливый пример пробужденности, чем Уитмен, потому что его жизнь очень хорошо и подробно описана. Хотя при жизни он не пользовался особым признанием среди читателей (равно как среди литературных критиков и других писателей), однако популярность Лоренса необычайно возросла в 1950 – 1960-е годы. Он стал одним из самых популярных авторов ХХ века, сделавшись объектом самого пристального внимания со стороны многочисленных биографов и критиков.
Как и в случае Уитмена, вполне очевидно, что его пробуждение не было спровоцировано каким-то конкретным событием и не происходило постепенно в результате выполнения каких-либо духовных практик или следования определенной традиции. В зрелом возрасте Лоренс заинтересовался восточными философскими учениями. Особенно его привлекала индуистская духовная традиция – например, прочтя книгу о кашмирском шиваизме (индийская тантрическая школа), он пришел в восторг от свойственного этому учению «истинного психологизма», на фоне которого западная психология казалась ему «мелкой и незрелой»