Сияние. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1986-1997 - стр. 11
А.:(полусерьёзно)– То есть обращать в рокеры.
Р.: Нет. На собственном опыте, я считаю, научить никого невозможно.
Е.: Это – единственный способ. Я думаю, что можно. Это вот Ник Рок-н-ролл занимается тем, что на сцене себе харакири устраивает. Я вот просто посмотрел, как он в Питере сейшн давал: он сидит, себя полосует… Он кровью исходит, кровью… Короче, настоящий рок. Там сидят какие-то мажорные герлы, так для них это страшный шок. Чёрт его знает, что там с ним случится, в какую сторону они повернут, но шок страшный, а рок – он должен шокировать, это панк, это всегда эпатаж. Эпатаж именно на самом себе.
Р.: Понятно.
Ш.:(с явным скептицизмом)– На себе?
Р.: А иначе не поверят?
Е.: Не то что не поверят. Хотят – поверят, хотят – не поверят. У каждого свои заморочки, каждый решает сам, куда ему идти. Просто, всё, что человек делает, других ставит в некую возможность выбора, в какую сторону идти, и некую возможность сравнивать между самим собой и, допустим, тобой, когда ты на сцене стоишь и поёшь. А для меня рок, это я в твоих статьях читал (имеется в виду Роман), – это нечто индивидуальное, то есть человек сколько может быть самим собой, столько он и является самим собой, причём вплоть до какого-то самоуничтожения практически. Постоянно доводить себя до состояния нуля, когда уже и терять-то нечего, как у экзистенциалистов, что ли. У тебя есть экзистенция эмпирическая. То есть твой опыт, который ты получил, имеешь в чистом виде.
А.: Как киники, что ли?
Е.: Да не знаю даже. Я о кинизме представления не имею.
Р.: Понятно, у тебя такая позиция, что в общем-то ты с искусством дела не имеешь.
Е.: С искусством как с эстетикой?
Р.: С роком, я имею в виду.
Е.: Нет, не имею: рок – это не искусство.
Р.: Всё ясно.
Е.: Искусство – это попс.
А.:(с интонацией несогласия)– Хм-м-м. Рок – это воздействие, а искусство – тоже воздействие.
Е.: Ну, если искусство как эстетика, как нечто художественное. Рок – это нечто совсем другое. Рок – это что-то, связанное с религиозными делами.
Р.: Принцип шаманства.
Е.: Во-во. Панк-рок – это шаманство в чистом виде.
А.: Хорошо, тогда рок – это идея, а музыка – средство воплощения этой идеи.
Е.: Да, рок – это вообще, по-моему, не музыка, в этом смысле. А квинтэссенция рока – это панк-рок.
Р.: А всё остальное – это средство эту идею доказать? Или провести?
Е.: То есть чисто звуковые дела?
А.: Конечно.
Е.: Это можно в принципе и без музыки. Панк не значит: или рок, или…
А.: Можно просто превратиться в оратора, а точнее в оракула.
Е.: Рок – это не значит говорить. Ты можешь картину нарисовать – это тоже будет рок.