Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - стр. 94
Благие дела, совершаемые апостолами в подтверждение истинности христианской веры, всегда будут поддержаны Господом чудесными знамениями, и не столько для того, чтобы удивить народ, сколько для того, чтобы таким образом еще больше и весомее утвердить правду.
Воззвание ко Господу святых апостолов было столь горячо, что произошло невиданное: по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. Землетрясение, в общем-то, не представлялось для иудеев незнакомым событием, потому что случалось и раньше, но в этот раз это природное явление носило чудесный характер, подчеркивая силу апостольской молитвы. Ведь это было не просто колебание места, но Дух Святой сошел на верных последователей Христа, озарив сердца их благодатной смелостью и осознанной решительностью. В том ярко и зримо выразилосьвсемогущество Божие, укрепившее апостолов в их начинаниях и как бы подтверждающее, что никакие угрозы синедриона им не страшны, поскольку они совершают Богоугодное дело. Блаженный Феофилакт пишет: «Это было свидетельством Божия посещения и того, что они были услышаны; потому что иногда это бывает признаком гнева, а иногда знамением посещения. Молились же апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди. Но для чего же Бог потряс дом? Чтобы на угрожавших навести страх, а апостолам придать бодрости; так как было еще начало (проповеди), то необходимо было чувственное знамение. Итак, поколебалось место и еще более утвердило апостолов». Кроме того, Господь ободрил собравшихся тем, что молитва их имеет такую искренность и силу, что мгновенно доходит до небес. И потому, что бы благое, во имя Христа, они ни попросили, Господь всегда готов воспринять просьбу и помочь в исполнении. Вот какой должна быть настоящая молитва – преисполненная веры, надежды, совершаемая по великой любви!
В Апостольском чтении, прозвучавшем сегодня за Богослужением, хорошо отражена триумфалъность возвращения из заключения апостолов Петра и Иоанна. Как ни старались наказать их члены синедриона, как ни искали повода, чтобы осудить, но все попытки оказались тщетны. Для нас данный отрывок интересен еще и тем, что показывает реакцию Первохристианской Церкви во время реальной опасности. На первый взгляд, можно предположить, что рассказ Петра и Иоанна вызовет страх и глубокое смятение в предчувствии гонений и всяческих испытаний веры. Но никто из собравшихся учеников Христовых даже не подумал о необходимости выполнять требования синедриона, подчиниться решению не говорить народу о Иисусе Христе. Чем же можно объяснить столь похвальную стойкость первых христиан Иерусалима? Они нисколько