Сияние негаснущих звезд - стр. 89
Бурдученко погибла на съемках фильма «Так еще никто не любил», который снимался на Киностудии имени Довженко. В отличие от первого фильма – «Иванна» – здесь у Бурдученко была не главная роль. Видно, так было угодно распорядиться судьбе: второстепенная роль отняла у молодой актрисы самое дорогое – жизнь. А ведь, казалось бы, ничто не предвещало трагедии, и даже более того – все у молодой актрисы складывалось как нельзя лучше. Она тогда сильно влюбилась в своего коллегу, актера Игоря Кирилюка, ждала от него ребенка. Но внезапная смерть перечеркнула все ее надежды. По следам трагедии в газете «Известия» была опубликована статья Л. Ивановой, где случившееся описывалось следующим образом:
«По ходу действия комсомолка спасает из горящего барака знамя. Сцена ответственная и опасная, поэтому решено было снимать тремя аппаратами с трех точек и разными объективами, что равносильно съемке трех дублей. Такая предосторожность вполне оправданна – с огнем не шутят.
Вот деревянный барак, излишне старательно облитый бензином и нефтью. Вспыхнуло пламя. Раздалась команда режиссера:
– Приготовились! Начали!
Трижды повторяли дубль, а потом послышался треск, строение заскрипело и рухнуло. Молодой шахтер, из зрителей, бросился спасать актрису, сам получил сильные ожоги, вынес ее, но… поздно».
Отметим, что Бурдученко умерла не сразу. Она получила сильнейшие ожоги всего тела (ей удалось лишь закрыть лицо), и ее поместили в Донецкий лечебный центр. О ее судьбе беспокоилась новый министр культуры Екатерина Фурцева, которая просила врачей сделать все возможное, чтобы спасти молодую актрису. Десятки людей, прознав о беде, приходили в клинику, чтобы сдать кровь и даже кожу для Бурдученко. Однако возможности медицины оказались не беспредельны. Похоронили актрису на Байковом кладбище в Киеве при огромном стечении народа.
Отметим, что в гибели Бурдученко была и мистическая сторона. Дело в том, что дебютная лента молодой актрисы – «Иванна» (режиссер Виктор Ивченко) была антирелигиозной драмой, в которой разоблачались интриги святых отцов католической церкви с Западной Украины, которые помогали фашистам во время Великой Отечественной войны (Бурдученко играла роль дочери священнослужителя, которая стала партизанкой). Фильм имел шумный успех в прокате (30 миллионов 230 тысяч зрителей, 8-е место) и был отмечен призом на Всесоюзном кинофестивале в Минске. Однако заметили его и определенные круги на Западе. Вот как об этом вспоминает директор фильма Г. Чужой:
«Микола Бажан, вернувшийся из Италии, принес Виктору Ивченко газетную вырезку – послание папы римского по поводу нашего фильма. Как нам рассказал Бажан, фильм был показан в Польше, но тут же запрещен митрополитом Вышинским. Поддержку своей позиции он нашел в Ватикане – папа римский проклял фильм и всех его создателей в специальном послании. Мы тогда не очень верили в подобные вещи, поэтому решили никому вырезку не показывать: зачем сеять панику? Но вот погиб под троллейбусом сын художника-постановщика Юферова, при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора комбинированных съемок Илюшина, от неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария Беляева – один за другим за короткий период ушли из жизни семь человек…»