Сирийские перекрестки цивилизации - стр. 3
И проблема уже совсем не в том, что какие-либо исследования закрыты на неопределенный срок, а в том, что многое из того, что можно было бы исследовать, на данный момент просто перестало существовать. Количество уничтоженных древних объектов только в Алеппо и его окрестностях уже исчисляется сотнями. И нет никаких оснований надеяться, что это – окончательный список.
Так что, когда издательство «Вече» предложило написать мне эту книгу, я не смог найти (да и не хотел искать) аргументов против этого предложения. Ведь то, что видели мы, многие не смогут уже увидеть никогда. Так пусть сохранится хотя бы описание объектов древнего наследия, которые нам удалось застать в этой стране буквально в последние годы ее мирного существования…
Вековая история
Когда речь заходит об истории Сирии, то неизбежно встает вопрос: а история чего, собственно, рассматривается?..
Дело в том, что история современного Сирийского государства ограничивается лишь последней сотней лет. И с большой натяжкой ее начало можно отнести во времена начала XX века, когда территория современной Сирии еще входила в состав Османской империи. Именно тогда здесь начали укрепляться идеи национализма, вершиной которых стал проект создания Великой Сирии – арабского национального государства, которое (в рамках данного проекта) должно было состоять из территории современных стран Сирии, Ливана, Израиля, Иордании и палестинских территорий (Сектор Газа и Западный берег реки Иордан). В ее запланированные границы попадали даже части современного Египта (Синайский полуостров), Турции, Ирана и Саудовской Аравии. Столицей Великой Сирии должен был стать Дамаск, которому некогда (еще во времена династии Омейядов в VII–VIII веках нашей эры) уже довелось побывать в статусе столицы Дамасского халифата.
Рис. 3. Проект Великой Сирии
Во время Первой мировой войны арабы (носители идеи Великой Сирии) участвовали вместе с англичанами в войне против Османской империи. И когда арабская армия во главе с Фейсалом ибн Хусейном (Фейсал I) в октябре 1918-го вступила в Дамаск, она была встречена как освободительница. Город был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии, что воспринималось как возрождение Дамасского халифата.
В 1919 году Фейсал I принял участие в конференции в Париже, где он пытался добиться признания прав на власть над Арабским Востоком династии Хашимитов – потомков Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммеда (Мухаммед сам входил в эту династию). Идея не была воспринята, и после тщетных попыток ее продвижения на мировом уровне, по возвращении Фейсал объявил себя королем Сирии, после чего дважды созывал в Дамаске панарабские конгрессы и в конце концов в 1920 году выработал проект конституции.