Размер шрифта
-
+

Сирийские перекрестки цивилизации - стр. 19

Но вернемся к древней истории Дамаска.

Близ города, в местечке Кафр Хауар, как утверждается, находилась восьмиметровая (!) могила легендарного библейского царя Нимрода, уничтоженная в конце XX века при прокладке дороги. Нимрод, согласно местному преданию, подарил Аврааму раба по имени Демашка, который стал впоследствии основателем Дамаска. Таким образом, в данном предании мы имеем еще одну версию, дающую некоторые ориентиры для датировки времени образования столицы современной Сирии.

Всего в полусотне километров на юго-запад от Дамаска, на территории Голанских высот, ныне занятых Израилем, находится так называемая крепость Нимрода, которую (по преданию) выстроил тот самый царь Нимрод и которую нам удалось посетить в ходе израильской экспедиции в ноябре 2010 года. Большой комплекс крепости, которая явно неоднократно перестраивалась, имеет очень древнее, частично разрушенное ядро из очень больших каменных блоков. Характерный размер этих блоков, стиль их укладки в стенах, как и сама архитектура древнего ядра крепости, наводят на мысль о том, что древнейшая часть этого сооружения вполне может относиться ко временам, когда, согласно легендам и преданиям, на Земле правили «боги» (то есть та самая высокоразвитая цивилизация, поисками следов которой мы и занимаемся).


Рис. 19. Развалы блоков из древнего ядра крепости Нимрод (Голанские высоты)


Ясно, что монотеистическая религия не могла говорить о каких-либо еще «богах», кроме единственного. Посему во множестве более древних легенд и преданий, содержимое которых в той или иной степени перешло в библейские тексты, «боги» просто были заменены персонажами, носившими титулы «царей» или «героев» (как, например, целый ряд древнеримских богов стал католическими «святыми»). То же самое имело место явно и с Нимродом, который, по легенде, имел некие божественные одежды, при виде которых животные просто застывали на месте (отчего Нимрод прослыл великолепным охотником). Он же был «богоборцем» – то есть пытался противостоять Богу, в том числе и строительством знаменитой Вавилонской башни. Фактически тут имеет место намек на Баала – главного конкурента ветхозаветного Яхве…

Как бы то ни было, в версии с Нимродом мы имеем косвенное соотнесение времени основания Дамаска с периодом правления «богов». Любопытно, что с этим пересекается и та версия, которой придерживались арамеи, создатели первого государства – царства Арам.

Первые сведения об арамеях относятся еще к III тысячелетию до нашей эры, но это были лишь незначительные племена, не игравшие большой роли в истории региона. Только в XIII веке до нашей эры арамейские племена выходят на арену истории. Хотя даже тогда, когда ассирийский царь Тиглат – Паласар I, правивший в 1114–1076 годах до нашей эры, вторгся в Сирию, арамеи еще были кочевниками. Ассирийский царь хвастался захватом их «городов», но это, по мнению историков, были лишь кочевые станы. И только в самом конце II тысячелетия до нашей эры и в начале следующего арамеи, захватив к этому времени значительную часть Сирии, осели и стали создавать свои государства.

Страница 19