Сирийские перекрестки цивилизации - стр. 14
Конец «Ледникового периода» (по академической версии) в рамках альтернативной истории связывается с другим событием – Потопной катастрофой (более известной под названием «Всемирный потоп»). Но и в том, и в другом случае во время после этих событий («Ледникового периода» или Потопной катастрофы) происходит значительное изменение климата во многих регионах планеты – в частности, возникает целый ряд пустынь. Однако пустыня не возникает за одну минуту – на это требуется порой весьма продолжительное время. И, скажем, знаменитая пустыня Сахара долгое время вовсе не была современной пустыней, а представляла собой зеленую саванну – вплоть до VII, а то и VI тысячелетия до нашей эры.
В принципе ничто не запрещает ожидать подобного и для современной Сирийской пустыни, которая в далеком прошлом вполне могла быть такой же зеленой саванной. И определенные косвенные данные для такого предположения имеются. Во-первых, еще не так давно на территории Сирии водились львы. А львы, с одной стороны, не любят плотно заселенных человеком регионов, а с другой – им нужно чем-то питаться, то есть должно иметься достаточное количество дичи, для которой требуется более-менее обильный корм в виде травы. И во-вторых, недаром в качестве основного населения Сирии в древние времена упоминаются скотоводческие племена. Достаточно сказать хотя бы о том, что древние библейские события происходят во многом как раз на территории современной Сирии и описывают именно скотоводческие племена. А для скотоводов жизненно необходимы обширные зеленые пастбища, что вполне могла обеспечить саванна или зеленая степь как раз на месте современной Сирийской пустыни.
Рис. 14. Авраам идет в землю Ханаанскую
Для исторически обозримого прошлого это ничего не меняет, поскольку к моменту первых письменных документов Сирийская пустыня явно уже приближалась к состоянию современной пустыни. Но это «исторически обозримое прошлое» не так уж и велико – его начало соотносят всего примерно с III–II тысячелетием до нашей эры (отсюда и датировки тех ранних событий, которые упоминались ранее). Между тем время возникновения, скажем, Дамаска теряется во тьме веков. Время первого поселения на месте города Угарита историки относят к VI тысячелетию до нашей эры. А для регионов, расположенных по соседству с современной Сирией, мы имеем еще более древние датировки. Например, возникновение израильского Иерихона относят к VIII тысячелетию до нашей эры, а знаменитый объект Гебекли-тепе на территории Турции датируется вообще IX–X тысячелетием до нашей эры (хотя я склонен считать его еще как минимум на тысячу лет старше и относить его создание в допотопный период). Эти датировки на много тысяч лет раньше того, что мы относим ко времени «исторического прошлого».