Размер шрифта
-
+

Синтез двух систем познания академика Раушенбаха - стр. 33


4. Соприсносущность

Это свойство пришлось специально оговорить, поскольку в погоне за тем, чтобы сделать догмат о Троице «понятным», родилась ересь модализма. Ее связывают с именем Савеллия, который в III веке утверждал, будто единый Бог троичен в том смысле, что попеременно обретает облик Отца, Сына или Святого Духа – в зависимости от обстоятельств. Эра Отца была до грехопадения, затем началась эра Сына, а после Вознесения наступила эра Святого Духа. Поскольку, по учению Савеллия, Бог меняет в зависимости от обстоятельств свой модус (образ бытия), ереси было присвоено наименование модализм. По учению Церкви, Отец, Сын и Святой Дух существуют совместно и всегда, то есть обладают свойством соприсносущности.


5. Специфичность

Указанное свойство странным образом обычно не подчеркивается, возможно, потому, что кажется очевидным. Однако, анализируя логику троичности, его следует сформулировать и обязательно учитывать при поиске подходящего математического объекта, который еще предстоит провести. Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица несводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой. О. Сергий Булгаков в своей монографии «Православие» так, например, пишет о триедином Боге: «…в этом триединстве объединяется самобытность и раздельность трех божественных Ипостасей с единством божественного самосознания» (подчеркнуто С. Булгаковым). Эта специфичность, самобытность трех Лиц хорошо видна из практики богослужения, молитв и песнопений. В молитве к Святому Духу «Царю небесный» есть слова: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны», прошение, с которым во время молитвы обращаются лишь к Святому Духу. Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» обращена к Сыну (а не к какому-либо другому Лицу), потому что по Символу веры именно Христос «грядет со славою судити живым и мертвым». Специфичность трех Лиц особо подчеркивается в ежедневной молитве к Троице, где прошения к трем Лицам формулируются совершенно различно: «Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша…» Даже когда просьбы по существу совсем одинаковые, они выражаются разными словами, как бы выявляя специфичность Лиц. Так, в молитве «Сподоби Господи», читаемой на вечерней службе, говорится: «Господи, научи мя… Владыко, вразуми мя… Святый, просвети мя…»

Прекрасно понимая неуместность такого термина, рискну сказать, что каждое Лицо Троицы выполняет свою «работу», не свойственную другим Лицам.

Страница 33