Размер шрифта
-
+

Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов - стр. 62

Согласно дошедшим до нас сведениям, людей, выбранных для инициации, посвящения в тайное знание храмов, привязывали к Т-образному кресту и над ними производили определенные ритуалы, призванные обеспечить развитие в них того внутреннего видения, которое является прелюдией к инициации.

В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной символизирует связь с лунными божествами, а также четыре фазы Луны (в Вавилоне) и богов четырех основных элементов мироздания (в Сирии).

Ассирийский крест – это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия.

У греков крест изображался на брови Артемиды Эфесской.

У римлян крест олицетворяет кару за злодеяния.

В Финикии крест означал жизнь и здоровье.

В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира.

В еврейской Каббале шестилучевой крест означает шесть дней творения, шесть фаз времени и продолжительности мира.

Наибольшее распространение крест получил в христианстве. В первую очередь, это символ Христа, его распятия и его славы и, таким образом, христианской веры. Именно в таком качестве крест стал не только неотъемлемой частью христианской обрядности, но также главным символом в искусстве и многих других областях, включая флаги и геральдику, где зафиксировано более 400 форм креста.

В римской, персидской, иудейской традициях распятие на кресте было жестоким и унизительным способом наказания для таких слоев населения, как рабы, пираты, бунтовщики, преступники и прочие «неграждане». Таким образом, во времена Христа это вряд ли выглядело как символ, способный привлечь новых верующих. Преследования властей, возможно, стали причиной появления у ранних христиан различных вариантов «креста-распятия», а то и просто фигур, лишь внешне напоминающих крест (якорь, посох, свастика, трезубец), в качестве тайных изображений креста. Даже после крещения римского императора Константина крест оставался второстепенным символом по сравнению с христограммой. После того как христианство достаточно распространилось, он начал доминировать, при этом вобрав в свой символизм и дохристианские значения и тем самым сделав более глубокой новую традицию: крест как символ искупления через самопожертвование Христа.

Схематическое изображение бесстрастного Христа на кресте, присущее раннему христианскому искусству, постепенно уступало место полному чувств образу агонизирующего Сына Божия. Обычный крест стал утешительным символом человеческого страдания.

Идея искупления, символ которой – крест, глубоко этична в своем воплощении, поскольку крест есть прощение и истина, добродетель и мир, обнимающие друг друга.

Страница 62