Размер шрифта
-
+

Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов - стр. 5


Старинные золотые и серебряные монеты


Само понятие «знак» возникло очень давно. У древних греков, например, условным опознавательным знаком часто служили осколки разбитой плитки, с помощью которых, если места излома при соединении совпадали, люди, вступающие в контакт, могли узнавать друг друга.

Понятие «эмблема»

Et data reddit. И данное отдает.

И воспринятое снова возвращает.

Текст одной из эмблем

Эмблематика – наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету.

Известный теоретик эмблематики конца XVII века Богуслав Бальбинас считал, что «нет такой вещи под солнцем, которая не могла бы дать материал для эмблемы». Но верно и обратное: материал для эмблемы дают только «вещи, существующие под солнцем», только действительность (ничего абстрактного). Однако другие теоретики, соглашаясь, в то же время делали исключение для мифологии, рассматривая ее как нечто реальное.


Иллюстрация к книге эмблем


Во времена расцвета эмблематики (XVI–XVII века) к структуре эмблемы предъявляли жесткие требования: она должна была состоять из трех частей. Открывала эмблему короткая фраза, обычно латинская (так называемая надпись). Под ней следовал рисунок. Еще ниже помещалась так называемая подпись: развернутый текст, поясняющий рисунок, и его связь с надписью (часто – в стихах); текст этот не должен был страдать излишней пространностью, чтобы эмблема не превратилась в статью.

Как животные, так и растения сохраняют в эмблемах свой символический смысл, хотя сама эмблема представляет собой «графический афоризм», для лучшего понимания снабженный надписью.

Эмблему следует отличать от девиза. Распространенное в наши дни понимание эмблемы как собственно рисунка, а девиза – как подписи под ним совершенно неверно. В представлении человека эпохи XVI–XVII веков и эмблема, и девиз состояли из текста и рисунка, но между ними выделяли три весомых отличия.

1. Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), девиз – только из двух, так как в нем отсутствует подпись. При этом девизы, обретая подпись, могли переходить в разряд эмблем, а эмблемы, сокращаясь, превращаться в девизы.

2. В девизе текст и рисунок дополняют друг друга, создавая смысл, которого по отдельности нет ни в рисунке, ни в тексте («Рисунок показывает одну часть замысла, а слова – другую». – Ж. Бодуан). В эмблеме же текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя.

3. Эмблема выражает некую общую идею, концепцию, а девиз – желание или мысль конкретной личности.

Страница 5