Размер шрифта
-
+

Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов - стр. 11

Магические символы[4]

Особую группу составляют магические символы. Подлинный магический символ – это образ, имеющий какое-то скрытое значение. Это значение, этот внутренний смысл обычно бывает замысловато упрятан за формой, которую большинство людей считают совершенно понятной и не требующей дальнейших размышлений.


Змей Оуробор (из древнего греко-византийского алхимического текста, касающегося изготовления золота)


Например, на картине религиозного содержания, изображающей соблазнение Евы в Эдемском саду, в образе змея-искусителя скрывается Сатана. Общеизвестно, что этот змей является символом Древнего Змея, который уговорил первых людей отведать запретный плод и, таким образом, привел к грехопадению Человека. Следовательно, этот змей – символ Сатаны, но является ли он при этом магическим символом? Ответ отрицательный. Он представляет собой лишь религиозный символ, который нельзя считать подлинно магическим: в его образе отсутствует скрытый, сокровенный смысл.

Зато другого змея уж наверняка можно отнести к магической традиции, хотя бы потому, что его изображение найдено в алхимическом манускрипте. Этот змей кусает свой собственный хвост, в оккультной традиции он носит название Оуробор (в некоторых изданиях – Ороборо). Это сложный символ, поскольку он включает в себя множество концепций, в том числе и идею цикличности (см. раздел «Символика времени»).

Еще один пример магической символики и ее интерпретации приведен на следующем рисунке. Рассматривая фигуру чародея, чертящего магические символы, можно сказать, что она изображает число 10 в его символической форме: стоящий человек, созерцающий ноль, причем ножки циркуля касаются: одна – центра круга, другая – линии окружности. Если соотнести фигуру стоящего человека (число 1 или буква I) с этим магическим образом, становится понятным, что вертикальная линия (линия созидания) связана с личной индивидуальностью, с «размышлением», с попыткой примирения центра и окружности (внутреннего «эго» и внешнего мира) и т. д.


Чародей, чертящий магические символы (из книги Михаила Майера «Атлантиа Фугиене», 1618 год)


Тот факт, что вертикальная линия связана с «размышлением», а сам круг связан с духом, объясняет, почему теософы прошлого столетия объединяли эти два символа в один, который представлял для них «наивысшую ментальную» (духовную) способность человека. Речь идет о способности, обеспечивающей мыслительные процессы наиболее высокого качества, когда человек принимает участие в космическом мышлении, полностью освободившись от материальных условий. Когда необходимо изобразить человека, погруженного в мышление более низкого порядка, то есть в нормальный процесс размышления в сфере материального, то применяется другой символ. Этот символ использовался для обнаружения и обозначения «дуальности», которая характерна для мира более низкого порядка – мира материального. Низший мир, в котором господствует непосредственный опыт, познается лишь через контрасты, противопоставления – через противостояние света и темноты, радости и боли, добра и зла и т. д.

Страница 11