Симон Петлюра. «Я родился в Полтаве и я верю в украинскую государственность…» - стр. 1
«Мы хотим воли и мы добудем её». Украина в ХIХ веке
29 августа 1769 года в Полтаве родился Иван Петрович Котляревский – будущий выдающийся украинский писатель и общественный деятель. Педагог и демократ в 1812 году сформировал казацкий полк, который отличился в боях с наполеоновской армией. Именно Иван Котляревский в 1798 году опубликовал знаменитую поэму «Энеида». Именно «Энеида» и труды знаменитого украинского философа Григория Савича Сковороды (1722–1794) стали катализаторами возрождения национального украинского самосознания, «ушедшего в тень» после ликвидации гетманства в 1764 году на Украине. Современный украинский историк В.Ф.Остафийчук писал:
«Колониальный гнет, который преобладал на украинских землях вместе с усиливавшимся в массах чувством общественной свободы, стал причиной активизации национального движения во всех его формах, как в культурных, так и в политических».
В совокупности эти процессы получили название украинского национального возрождения ХIХ – начала ХХ века. Его традиционно условно связывают с выходом в свет первой части «Энеиды» Ивана Котляревского – первого произведения новой украинской литературы, написанного живым народным языком. Персонажи поэмы, переодетые автором в украинскую одежду казацкой эпохи, – свидетельства тесной связи «Энеиды» с народной памятью о казачестве. Эта память о славном прошлом Украины еще долго сохранялась среди населения Левобережной Украины и Слобожанщины. Именно казацкая элита этого региона и стала главным источником для появления деятелей первой войны украинского национального возрождения. Важное значение для его развития имело расширение новых политических и интеллектуальных идей, которые шли в Украину с Запада. Великая Французская революция 1789–1794 годов, ликвидировав власть монарха и старой аристократии, ознаменовала рождение новой политической и социально-экономической системы, которая опиралась на массы. Все больше и больше европейцев принимали идеи о правах личности и о том, что носителем суверенитета является народ, а не его правители».
Колыбелью украинского национального возрождения стали Полтавская, Киевская, Харьковская, Черниговская губернии и Галичина – на этих землях родилась идея новой вольной Украины. Именно наследники старой украинской старшины начали проявлять большой интерес к истории родной земли – и с этого начался долгий украинский путь к независимости, закончившийся в 1991 году.
Исследователь ХIХ века Д. Миллер писал:
«Среди дворянства выдвигаются личности Чепи, Черныша, В.Полетики, Милорадовича, Калинского, Марковича, добрых патриотов и упрямых защитников дворянских интересов. Все эти люди, которые воспитывали свой патриотизм на изучении истории Украины, которые собирали летописи и разные документы по истории страны. На свои занятия они смотрели как на подвиг, начатый во имя славы Отчизны».
Украинские земли входили в состав двух империй. После ликвидации Речи Посполитой Галичина и Буковина вошли в состав Австро-Венгрии, 80 % остальных украинских земель вошли в состав России. Украинское возрождение развивалось в обоих империях со своими особенностями, хотя сами империи были похожи. Выдающийся украинский современный историк О.Субтельный писал:
«На рассвете новой эры украинцы оказались в составе политической системы, которая радикально отличалась от строя, к которому они привыкли. Как все империи, Российская империя Романовых и Австрийская Габсбургов представляли собой огромные территориальные конгломераты, многочисленное население которых состояло из этнично и культурно разных народов. Чрезвычайно централизованная политическая власть символизировалась в личности императора, который не чувствовал потребности обратить внимание на взгляды и желания своих подданных. Императоры и их приближенные требовали от остальных абсолютной покорности и верности, считая это не только политической, но и нравственной и религиозной обязанностью. За эту покорность императоры обещали подданным безопасность, стабильность и порядок. Это был строй, который значительная часть населения империи считала не только разумным, но и даже привлекательным.