Симфония просветления. Четыре песни безмолвия: Бхагавад-гита, Аштавакра-гита, Авадхута-гита, Рибху-гита - стр. 31
20. Материальная природа считается причиной возникновения тела и чувств. Дух считается причиной восприятия радости и страдания.
21. Дух, пребывая в материи, наслаждается гунами, рожденными материей. Привязанность к гунам – причина рождения в добрых или дурных лонах.
22. А Высочайший Дух в этом теле называется Свидетель, Дозволяющий, Поддерживающий, Наслаждающийся, Великий Владыка и Высшее Я.
23. Кто знает дух и материю вместе с гунами, тот не рождается вновь, в каком бы состоянии жизни ни находился.
24. Некоторые созерцают сами в себе Высшее Я через медитацию, другие – через рассуждение, а иные – через деятельность без привязанности к плодам.
25. Некоторые же, не знающие этих путей, поклоняются Высшему Я, слушая других; даже они преодолевают смерть благодаря преданности тому, о чем слушают.
26. Знай, о лучший из Бхарат, что все рожденное – подвижное и неподвижное – происходит от соединения поля и познающего поле.
27. Тот воистину видит, кто видит Высшего Владыку равно пребывающего во всех существах, Непреходящего в преходящем.
28. Поскольку он видит Господа равно присутствующим повсюду, он не вредит сам себе. Так он достигает высочайшей цели.
29. Тот воистину видит, кто видит, что все действия совершаются только материальной природой, а истинное Я бездействует.
30. Когда человек осознает, что бытие разнообразных существ пребывает в Едином и от Него исходит, то он достигает Брахмана.
31. Не имеющее начала, не подвластное гунам природы это Высшее Я, непреходящее, хотя и пребывает в теле, не действует и не оскверняется, о сын Кунти.
32. Как всепроникающий эфир не загрязняется вследствие своей тонкости, так и Я, пребывающее в каждом теле, не загрязняется.
33. Как одно солнце освещает весь мир, так и Владыка поля освещает все поле, о Бхарата.
34. Те, кто очами мудрости видит различие между полем и познающим поле и видит путь освобождения существ от материальной природы, достигают Высшего.
Глава 14. Йога различения трех гун природы
Благословенный Господь сказал:
1. Я возвещу тебе наивысшее из знаний, познав которое все мудрецы достигали высочайшего совершенства.
2. Посвятив себя этому знанию и став подобными Мне, они не возрождаются во время сотворения мира и не исчезают во время его растворения.
3. Мое лоно – изначальная материя, в нее Я вкладываю семя, так возникают все существа, о Бхарата.
4. Для всех видов жизни, появляющихся из различных лон, изначальная материя является лоном, а Я – Отец, дающий семя.
5. О могучерукий, гуны – благость, страсть и невежество – возникли из материи; они связывают вечное существо, воплощенное в теле.