Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 97
А это вы можете сделать, не двигаясь с места, потому что это состоит во внутренних изменениях (4, с. 14).
8. Благоугодное делание возгревает и разжигает дух жизни
Говорите: «Нет времени почитать, чтоб возгреть дух…» Если навыкнете делать дела свои как должно, то самое делание их будет возгревать и разжигать дух. Читать же для возгревания духа много не надо. Надо только прочитанное доводить до чувства. Как только этого достигнете – и парение духа тотчас начнется. Даже вот что можно: как проснетесь, проходите мысленно все таинства веры нашей от творения мира до последнего Суда и вечной участи всех, по Символу веры со вниманием; от какого-либо Таинства всегда упадет искорка в сердце. Остановитесь на сем… И разогревайте себя тем весь день… Особенно во время молитвы позаботьтесь раздуть сию искорку (4, с. 17).
9. Как любовь покрывает грехи
Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8). Эти слова стоят у апостола как побуждение к любви; потому покрытие грехов надо разуметь не того, кого любят, а того, кто любит. За любовь к другим Бог прощает грехи любящего. Равно в Иак. 5, 20: обративший грешника… спасет душу… и покроет множество грехов… – блага сии относятся к обратившему, а не к обращенному (6, с. 29).
10. Как узнавать и исполнять волю Божию
Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее не ясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда – опытами других, иногда – спросом у живущих добре, иногда – наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда – молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. У отцов есть правило: помолись до трех раз – и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее (6, с. 59–60).
11. О блюдении сердца
Блюдите сердце. Господь ревнив и больше, нежели какой жених, не терпит, чтобы душа, давшая Ему слово принадлежать Ему, прилеплялась к чему-либо. Сердце чисто требуется, свободное от всего, связующего его в обычной жизни. За сердцем и мысли пойдут чистые или совсем будут стоять неподвижно на едином Господе. А далее и все намерения и предначинания будут чисты… И будет сердце райское. Ибо в рай вступят только чистые сердца (6, с. 73).
Любовь к Богу сродна естеству нашему. Полагаю, что она не совсем угасает даже в грешниках, действует в них, призывая их к покаянию, пока они не ожесточатся и не отчаются. Но собственно любовь зачинается с той минуты, когда вследствие покаяния зарождается решимость работать Господу не щадя живота своего. Начинающиеся вслед за тем труды богоугождения развивают ее все сильнее и сильнее, пока она не обратится в пламень и не обымет всего естества его. В этих степенях любви столько оттенков, что и перечислить их невозможно. Иной любит Бога, потому что имеет от Него много добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него какого-либо добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него всякого добра; иной любит Бога, потому что Он – Бог. Делом обнаруживается любовь так, что иной делает только частью для Бога, оставляя часть и для себя; другой все делает для Бога; а иной и себя, и все свое приносит в жертву Богу безусловно. Любить Бога как Бога с полным самопожертвованием, без всяких видов есть чистая любовь. Лествичник говорит о себе, что хотя бы и в ад послал его Бог, он и там так же неизменно будет любить Его всею душою. Очевидно, что чистая любовь есть венец совершенства в богоугождении и является в силе только в конце трудов, на сем пути подъемлемых. Вначале, при первых проявлениях Царствия Божиего в нас, ее и требовать нельзя: она может быть в цели, но не на деле; она воцаряется тогда, когда уже Бог поглощает все наше (10, с. 45–47).