Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 58
14. Богомыслие согревает душу
Что нужно делать, чтобы не охладеть?
– То, что пред сим сказано. Как только заметите охлаждение, теребите душу, пока согреете. Господь близ, взывайте – и поможет. Приложите к сему богомыслие… то есть созерцание Таинств святой веры нашей. Каждое из них сильно излить много света и тепла… и согреетесь. Только не оставляйте холодности в душе, а все теребите ее, пока согреете. Можно чем-нибудь наказать себя… заставьте себя поголодать немного… немного посидеть в уединении, недоспать… поклонов побольше… Всего же больше сознания своей скудости… и слезного к Божией помощи прибегания (6, с. 49).
15. Зрение Господа пред собою
И у всех наших руководителей видим правило: зреть Господа пред собою. Это и как живописец смотрит налицо, которое срисовывает, и как слуга на господина, чтобы не сделать чего неугодного ему. От первого ревность к подражанию разгорается, а от второго страх Божий приходит в силу (6, с. 65).
16. Пособие к богомыслию
Для того чтобы ум держался в богомыслии, соберите несколько кратких молитвенных воззваний, затвердите их с пониманием и чувством. Вот для примера:
1) 24 молитовки св. Златоуста, что находятся в молитвах на сон грядущим;
2) просительную ектению превратите в молитовки, так: день весь свят, мирен и безгрешен даруй мне, Господи; по сему же образцу и прочие слова ектении…
3) из 50 псалма – до воздаждъ ми радость спасения. И повторяйте их мысленно… как только потреба – весь день и ночь… (6, с. 91–92).
17. Богомыслие – ключ к молитве непрестанной
Если можете быть неотходно с Господом, то другого чего и искать нечего. В этом все дело, да живот наш весь сокровенен будет со Христом в Боге. Имея теперь внешний покой, избавляетесь от целой половины препятствий к тому. Другая половина – внутри. И эта тотчас сама собою устраняется, коль скоро на сердце падет какое-либо чувство к Господу; и если такое чувство не отходит, то все, внутри мешающее быть с Господом, отступает само собою. Если б кто спросил: как всегда быть с Господом? – можно смело отвечать: имей чувство к Господу – и будешь с Господом. Я, кажется, вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется нетронутым.
Потому очень праведно святые отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа, ключом молитвы… и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает… и с Господом соединяет (6, с. 178–179).