Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 127
7. Совесть надо просветить словом Божиим, из Евангелия почерпая правила для нее
Совесть да будет чистою всегда. Но совесть надо просветить словом Божиим, а то она часто беспокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководиться совесть (2, с. 200).
8. О чтении Евангелия и записывании добрых мыслей
Чтение Евангелия есть лучшее чтение. Да подаст вам Господь и благие помышления при каждом чтении… Вон о. Иоанн Кронштадтский записывал эти помышления и теперь издал… вышли две порядочные книги… И я однажды записывал… Пришлось посоветовать одной уединеннице, чтобы записывала добрые мысли (3, с. 93).
9. О чтении дневных Евангелия и Апостола
Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, по главе подряд или, как указывается в Церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так… Постарайтесь… размышлять и запоминать (3, с. 153–154).
10. Мысли о лучшем способе изъяснения Евангелия
На Евангелие не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества. Когда, Бог даст, начнем сию хвалебную песнь Господу, то ей конца не будет. О, когда бы хоть начало положить сему делу!
11. О чтении Евангелия
В Евангелии каждый день положено прочитывать одно зачало. Это урок Святой Церкви чадам своим. Надо изучать… Утром, когда душа свободна от сторонних впечатлений, с молитвою о вразумлении приникайте вниманием в сию таинницу судов Божиих и смотрите, что речет чрез сие мертвое будто слово выну живой Господь (11, с. 102).
12. О духовном чтении
Читайте Евангелие и другие книжки духовные – каждое утро после молитвы. Если у вас есть свой уголок, то и не выходите из него, не почитавши и не помолившись. От этого будете иметь крепость духа и сердца (8, с. 152).
13. Чтение Евангелия и Апостола с размышлением – духовная трапеза
Прочитав Апостол, извлеките общую мысль и держите ее. Прочитав Евангелие, то же сделайте. К сему приложите следующее: если какой текст из Апостола или Евангелия займет особенно внимание, возьмите его в предмет рассуждения и обсуждайте его, извлекая из него назидательные мысли и ими питая душу, чрез провидение сих мыслей до чувства… Будет у вас трапеза Божия… или обед царский (6, с. 68).
Ж
Жизнь духовная
1. Духовная жизнь – от Господа. Существо ее – пребывание души с Господом
К тому же пребывание души с Господом, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу – она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Благого Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу; а бывает, что отходит, наказывая не за внешние дела, а за что-нибудь душой внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит, наказывая, то – не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет. Теперь, если вы оставите дело и тем пойдете против воли Господа, думаете ли, что Он останется с душой вашей? Если это будет грех пред Ним и Он прогневится, то отойдет и не воротится. И будет, что сделанное во благо внутреннего делания обратится во вред ему и даже на совершенное его уничтожение. Так, по-моему, лучше тяните иго, пока хозяин против воли вашей не выпряжет (1, с. 6).