Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского - стр. 103
Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкою вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего (5, с. 192).
4. С рукоположением дается право и возлагается обязанность отпускать грехи приходящих с покаянием
Рукоположенному во священника… самым рукоположением дается право и возлагается обязанность и грехи отпускать всякому, приходящему с покаянием. Почему, если сие право и сия обязанность не ограничены особым предписанием рукополагавшего, самое сие отсутствие ограничительных предписаний оставляет право исповедать неприкосновенным в той силе, в какой оно должно быть по рукоположению. Так вам нечего смущаться, что случалось исповедовать приходящих. Будете грешить, если откажете кому (1, с. 22).
5. Всякий иеромонах может всех исповедовать
Всякий иеромонах всех исповедует. Ведь это не ныне началось, и не у вас только, а повсюду. Если б это было противозаконно, неужели не поднят бы был вопрос об этом где-либо (1, с. 22)?
6. Не надо менять духовника
Не переменяйте духовника… Хоть бы он лежал на смертном одре и был в памяти… и тогда можно исповедоваться и исповедание сие ни на йоту не теряет силы своей. Когда сам он не отказывается, зачем отходить от него? Поговорить? Да уж, чай, все десять раз переговорили… Теперь уж как вам, так и ему довольно по одному слову сказать. Так вы знаете друг друга. Когда же окажется нужда поговорить, тогда он не откажется сказать должное, хоть с роздыхом (1, с. 47).
7. Необходимость духовника для правильной духовной жизни
Все, что вы делаете, сами вы для себя придумали или наложил то отец ваш духовный? – Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас своя воля и, живя по сим порядкам, вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших, вероятно, отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно… и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя и с помощию отца своего духовного определили себя точнее (1, с. 140).
8. Руководитель – столб на дороге, а дорогу надо проходить всякому самому
«Без руководителя нельзя», – написали вы. Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому – и тоже смотреть и под ноги, и по сторонам. Старец Паисий Величковский… всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил вдвоем-втроем – и взаимным советом руководились (1, с. 222).
9. Не все дело в совете. Бог зачинает жизнь и руководит в ней
То правда, что без совета трудновато, но и не все дело в совете. Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит и как решение Его дойдет до сердца, этого не разберешь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение.